Librarium

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Librarium » Новейший завет » Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. μετάνοια


Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. μετάνοια

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Мария еще спит, когда он уходит - или делает вид, что спит, даже когда Петр заходит в спальню, чтобы сложить на место сверток с плетями и взять чистую одежду.
Спит в его кровати - он сам отдал ей свою постель, сам пригласил ее в дом, который называет своим. Взял ее грехи - позволил ей исповедаться, сбросить этот груз ему на плечи, сейчас саднящие от соприкосновений с жесткой тканью рубашки. К вечеру станет хуже, Петр знает это - ссаженная под плетью кожа  начнет гореть, кровить, прощение за плотские грехи не получить малой кровью, не получить минутным раскаянием - но он ждет этого, ждет этой боли, ждет с открытым сердцем. Ей незачем страдать больше, чем уже было отведено - если есть на то воля Господа, то Петр искупит ее грехи, как искупил Иисус грехи человечества.
Что по сравнению с этой ношей то, что несет на своих плечах Петр - песчинка на берегу, ничто.

После холодного душа легче - Петр разглядывает спину и плечи вполоборота в небольшое зеркало над раковиной в ванной, покрытое конденсатом, старательно выворачивая шею: вспухшие неровные полосы доходят до самого пояса, пересекают другие, уже зажившие, почти незаметные шрамы. Тело - это самое тело - крепко, как продубленая в соленом море кожа, и Петр привык к этой оболочке, как привыкают к удобным и разношенным ботинкам, хорошо сидящим по ноге.
Это его тело - со всеми его слабостями, плотскими, греховными.
Петр встречается взглядом с самим собой, отводит глаза - слишком еще свежи воспоминания о прошлой ночи, слишком памятны прикосновения Марии, которая спит ту же, за стенкой, в его собственной постели.
Он покается - искупит грехи, и свой, и ее, но сегодня Петр вновь чувствует себя тем смущенным рыбаком, которого Иисус повстречал на пыльной дороге у Вифсаиды.
Не умру, но буду жить и возвещать дела Твои, Господи, повторяет про себя Петр, пока заканчивает с умыванием.

Возвращается Петр после трех - с активистами общины они с утра ездили в соседний город: совместно с Союзом христианской молодежи небольшой приход  Нью-Бедфорда активно участвует в новой евангелизации Массачусетса, отправляя каждую субботу миссии из волонтеров для возвещения Благой вести. Пока Петр на суше, он не пропускает ни одной поездки - это чувство единения во Христе, которое появляется, когда он занимает свое место в автобусе, напоминает ему о том, что способна дать Церковь людям помимо спасения души.
Невозможно быть одиноким, будучи католиком, уверен Петр - религия соединяет крепче любых уз, кровных или брачных.
После возвращения викарий, Майкл, охотно одалживает Саймону свой старый форд - Петр объясняет, что хотел показать сестре пляжи, о которых ей много рассказывал. Это небольшая ложь - но он прибавит еще несколько плетей к своему покаянию.
После того, как сделает то, что должен - то, о чем она его попросила.

Входит в квартиру - как будто не к себе попадает. Дело не в том, что терморегулятор включен и в квартире сухо и тепло, и даже не в то, что с кухни пахнет пищей. Это ощущение присутствия другого - вот на что реагирует Петр, проходит по коридору, останавливается к дверном проеме, ведущем в кухню.
Мария не уехала - еще не получила того, зачем пришла, и в ней хватит упрямства ждать столько, сколько будет нужно, как ждала она перед пещерой, где проповедовал Иисус.
В этом ее сила - и Петр не может похвастаться терпением в ответ, поэтому первым нарушает тишину.
- Еще несколько часов до темноты. У меня есть лодка. Оденься потеплее, не лучшее время года для морских прогулок.

0

2

Просыпается она в одиночестве. В квартире почти жарко – очень тепло, она во сне стянула с себя одеяло. Почти жарко и очень, очень тихо. Мария не удивлена тому, что Петр ушел, наверное, не хочет ее видеть. Но это не навсегда, он ее не бросил. Просто ему нужно побыть одному – подумать. Мария надеется на это. Что он подумает над ее просьбой. Она подождет – будет ждать, сколько нужно. А пока она еще раз обходит квартиру Петра – гостиную, кухню, ванную комнату, обходит осторожно, как кошка. Заглядывает в холодильник – настолько пустой, что  можно подумать, Петр действительно святым духом питается. Находит только вчерашний хлеб, недопитое вино и пачку замороженных овощей. В дальнем углу морозилки притулился обледеневший кусок фарша, забытый хозяином. Посуда вымыта, на столе и на полу ни следа от того, что случилось, от того, что было тут вчера.
День без Петра тянется медленно. Медленно-медленно, как будто специально растягивается, чтобы вместить в себя все. Мария долго сидит в горячей ванне, считая белые ромбы на зеленом кафеле стен, насчитывает ровно тридцать восемь. Потом заправляет постель. Ставит сковородку на огонь, бросает на нее фарш. Он шипит. А когда по квартире начинает ползти мясной дух, за дверью начинает орать кот – как будто чует. Мария впускает его. Кот идет на кухню, опять орет, требовательно так. Ему перепадает кусок.
Она все делает медленно. Неторопливо добавляет к оттаявшему фаршу соль и вино, а потом овощи. Неторопливо ставит чайник на огонь, неторопливо заваривает чай  - когда-то, давно, у них было много времени, все время вечности было в их распоряжении, при том, что человеческий век был короток. Гораздо короче нынешнего. Сегодня все происходит слишком быстро – для Марии, прожившей две тысячи лет.

Когда вернется Петр – сегодня, или через три дня, она не знает, но все равно, не садится за стол без него. Сидит на кухне у окна, смотрит на то, как серая хмарь меняет оттенки, смотрит на то, как недолгий дождь делает картину расплывчатой. Ждет. Знает, что будет сидеть так до вечера, не думая ни о чем. Ей хорошо. Ей светло и легко на душе, верный признак того, что она прощена, ее грехи прощены, и Марии не хочется ничем нарушать это. Это как молчание в храме, переполненным светом храме. Оно само по себе чудо – ему нужно только внимать. Не шевелиться, внимать и быть благодарным за то, что тебя коснулась такая благодать.
Петр возвращается. Мария вскидывает голову на его шаги – кот, спящий на холодильнике, потягивается, зевает, показывая острые клыки.
Он не здоровается, не спрашивает, как она тут, без него, ни о чем не спрашивает, говорит, что до темноты еще есть время. Что у него есть лодка.
Мария встает – послушно, без лишних вопросов. Для нее Петр, в первую очередь, глас божий. Что говорит он – говорит бог. Идти за ним – значит, идти за богом. За ветхозаветным, жестоким богом, призывающим взять глаз за глаз, уничтожавшим водой и огнем города и бросавшим детей медведям. Но этот бог дал им Иисуса. Дал ей Иисуса…
- Хорошо. Может быть, ты поешь, пока я…
Петр смотрит мрачно, тяжело, и Мария замолкает.

Они выезжают из города – Мария кутается в свой свитер и легкую замшевую куртку, самое теплое, что у нее есть, потому что даже в машине кажется прохладно, после нагретой квартиры, ставшей, с котом, с приготовленным обедом, почти уютной.
И ей бы молчать – все будет ясно через час, или два, или через пятнадцать минут. Ей бы молчать, потому что помнит увиденное ночью, помнит, как Петр искупал свой и ее грех. И разве не грешно толкать его на новый грех, который ему придется отмаливать еще безжалостнее, еще неистовее? Но она не может молчать.
- Ты сделаешь это, Кифа? Ты за этим меня везешь к морю? Прошу тебя, скажи, что да. Скажи, что освободишь меня.
От Томазо. От брака. От той, прошлой жизни, которая должна была стать прекрасной, хотя и печальной повестью на пару страниц, но не стала… И Мария вырывает эти листы, все восемь лет жизни вырывает. И пускает по ветру.
Томазо жив и будет счастлив.
Она умрет и тоже будет счастлива.

0

3

Лодочная станция находится почти в тридцати милях от города, иначе Петр и не просил бы машину. Не из-за того, что им тяжел этот путь - привычка ходить пешком до сих пор с ним, да и она, насколько Петр знает, водит именно пешие экскурсии по Ватикану, не используя ни электрокары, ни туристические автобусы. Но из-за того, что он помнит об обратном пути - помнит о том, для чего эта прогулка.
Он торопится - в темноте очень легко не найти обратную дорогу на воде, и старый форд как будто чувствует его нетерпение, идет быстро, не капризничает.
Мария сидит на пассажирском сиденье, Петр чувствует время от времени ее взгляд: за окнами тянутся не самые вдохновляющие виды, на выезде из города все плотно застроено перерабатывающими улов фабриками, за крышами ангаров слюдяно темнеет море, не то отражая, не то на горизонте смешиваясь с дождливыми серыми облаками, пригнанными к берегу никак не унимающимся ветром. В это время года Нью-Бедфорд, пожалуй, едва ли способен кого-то вдохновить или впечатлить - туристический сезон давно окончен, даже самые упрямые отдыхающие давно вернулись в большеи города к центральному отоплению, пресытившись соленым рыбным духом промыслового залива.
На дороге пусто - только раз Петр неудачно попадает в колонну фур, наверняка начавших свой путь с одного из этих складов, чтобы отвезти свежемороженый улов в Бостон, Ричмонд и дальше.
Петра никогда не интересовало, куда едут эти грузовики - хотя он и работает на траулере, это кажется ему мелочным, суетным.
Он заставляет форд помаргать фарами и - разве это не чудо, не настоящее чудо, о котором молятся водители, застрявшие между тяжелогруженых фур? - несколько грузовиков впереди прижимаются к обочине и моргают ему в ответ, оповещая, что впереди чисто и он может выехать на встречную, обгоняя.
В этом Петр видит знак - старая привычка по-прежнему с ним, он читает знаки, принимая их за божественное послание. Сильнее выжимает газ, бросая форд на пустую встречную полосу, обгоняя одну фуру, другую, третью...

Проходит не меньше минуты с того момента, как Мария задает свой вопрос. Петр сбрасывает скорость, выискивая сквозь никак не унимающийся дождь съезд с трассы - указатель был пару миль назад, тускло-желтая разметка хорошо видна на темном мокром асфальте.
- Да, - отвечает он коротко.
Что еще добавить?
Он сделает это - то, о чем она просила его, ради чего опустилась на колени.
Она пришла не ради того, чтобы он ее исповедовал - в Риме не сложно найти церковь, где бы ее выслушали - она пришла ради другого. Ради того, чтобы Петр снял с нее грех, забрал себе и очистил ее, очистил для последующего служения, избавил от уз, что приковывают ее к земному, мешают служению, истинному служению, которому они посвятили себя на долгие веки, которому не будет конца, пока Он сам не освободит их.
Служению Ему и Его неразумным чадам - всем, а не одному лишь супругу.
Грех Марии не только в похоти и блуде - но и в отречении, и не потому ли она выбрала Петра, чтобы прийти к нему с этим грехом?
Кто, если не он, покаялся и прощен, будучи отрекшимся - трижды?

Петр паркует форд на крошечной парковке такой же крошечной лодочной станции - здесь море далеко врезалось в сушу, ветер пробирает до костей, бросая в лицо соленую морось. Всего лишь три линии на десяток гаражей каждая ведут на глубину. Петр тщательно проверяет, с ним ли ключи. Форд остается единственным на парковке.
- Станции есть и в городе, но здесь меньше людей, - без необходимости поясняет он свой выбор Марии - как будто ей это должно быть интересно.
Поясняет и тут же обрывает свое откровение - не пристало ему избегать людей, не пристало вслух признаваться в таком.
Он должен быть пастырем, а не отшельником - забившись на край света, осев на шесть лет в этом городе он едва ли сможет позволить себе остаться здесь надолго. Его отпуск от Ватикана временный - возвращение неминуемо, и не стоит забывать об этом.

Здесь и правда меньше людей - станцию использует в основном летний поселок чуть дальше по шоссе, так что когда он закрывается в межсезонье, Петр здесь практически хозяин.
Он отыскивает ключ от навесного замка на дребезжащих под порывами ветра воротах, долго трудится над заржавленным механизмом, но наконец замок поддается, массивная цепь выскальзывает из ушка, створка ворот со скрипом распахивается.
Деревянный настил чуть пружинит под их шагами, Петр без труда находит свой гараж.
Спуск на воду не занимает и двадцати минут - ему даже становится жарко в куртке. Он стаскивает капюшон, подставляя лицо ветру, выгребая между линиями, пока пользуясь только веслом. Поднятый мотор тяжелит корму, Петр велит Марии пересесть на нос, устраивается на банке, выравнивает лодку, пока они не оказываются на чистой воде.
Даже сейчас, в дождь, виднеется несколько рыбацких стоянок - над лодками торчат самодельные навесы, ветер треплет брезентовые укрытия. В дождь рыба поднимается к поверхности, охотно ведется на приманку - будет хороший улов, думает Петр, укладывая весло на дно лодки, по которому перекатывается пустая катушка из-под блесны.
- Придется плыть далеко, здесь есть бухта, за небольшим рифом, но туда редко кто-то заглядывает. Там нас никто не увидит.
Никто, кроме Него - но от Него у Петра нет тайн.
- Надень дождевик, он под сиденьем, - нет грешникам снисхождения, но Петр видит, как ежится Мария в своей слишком легкой для этих мест куртке. - Если передумаешь - вернемся.
Какая разница, промокнет ли она сейчас или получасом позже, в той бухте, куда они держат путь - но Петр все равно говорит ей о дождевике.
Он встает к мотору, опускает его в воду, проверяет, не попала ли вода под кожух. Вода кажется свинцово-серой, непрозрачной - так, должно быть, выглядит адская бездна: не горящие костры и пламя, а бездонная пропасть, холодная, темная, пустая.

0

4

Ей все кажется, еще немного – несколько гребков весел – и они доберутся до той черты, за которой море и небо сливаются в одно, одно серое, блестящее жидким стеклом нечто. Но небо их не принимает, море их не принимает, они так и висят между ними, потом Петр привешивает к лодке мотор, и рассеивается морок. Мария сразу замечает и сырой холод, идущий от воды, и то, как она озябла, так что позвоночник, кажется, превратился в ледяную иглу, лезет за дождевиком, кутается в него, застегивает молнию до подбородка, натягивает капюшон. Волосы уже вьются от влаги, липнут к щекам крупными кольцами.
- Я не передумаю, - горячо отвечает она, поднимает глаза на Петра – она так и не осмелилась это сделать с того мгновения, как села в лодку.
У него в бороде запуталась морось – мелкие, серебристые капли. Глаза глубоко посажены, взгляд тяжелый, упрямый. Он, пожалуй, меньше всех изменился, меньше их всех, но так и должно быть. Он - скала, он – Камень. А она – воск. И каждое столетие, как пресс, оставляло на ней свою печать. А потом Мария Магдалена сгорала, таяла, и снова шла по кругу - грех, раскаяние, искупление, благочестие, грех.
- Я не передумаю!
Чего ей бояться? Смерти?
Она уже умирала, умирала по-разному. Умирала от чумы, в пустыне, умирала с перерезанным горлом, в борделе. Умирала под бомбежкой. Каждый раз это было больно, страшно, но каждый раз она возвращалась.
Вернется и в этот раз.
Или нет?
Впервые к ней приходит эта мысль. Может быть, потому что и умирает она вот так – по своему желанию – впервые. А если Он – тот, кто видит их, читает в их сердцах, тот, с кем говорил Иисус на кресте, с кем говорит Петр, решит, что она больше не достойна?
Она никогда не была достойна, это так, но кто из них был, до конца? Даже Петр отрекался трижды. Господь лепил сподвижников Сыну своему из того, что было под рукой, из глины, не из золота. Из мытарей, рыбаков, разбойников и блудниц.

Лодка рвется с места, взбивая, разрывая мотором непрозрачные волны, а Мария все думает об этом – а если она не воскреснет? Тело так и останется мертвой, пустой оболочкой, никакие молитвы ее не вернут. И ведь не это страшно – страшно то, что она больше Его не увидит, до самого Страшного суда, который был им обещан.
Никогда не увидит.
Это уже действительно «никогда», а не то «никогда», которое она твердила в день своего замужества. Холод этой мысли куда страшнее холода, идущего от моря и неба, Мария замирает, зажимает холодные ладони между коленей, смотрит на Петра – с отчаянием, со страхом, с надеждой смотрит. Но нет, она не отступит. Она пройдет до конца. Вернется или не вернется – на то не ее воля, Его.
Это, быть может, самая суть того, что принес им Иисус – не моя воля, Его.
Люби Бога и делай что хочешь – сказал блаженный Августин.
Но августианская мораль осталась им чужда, они так и ходят под строгим взором Его. Пусть Мария Магдалена не любит Бога, но любит его сына и избрала своим духовным наставником, исповедником и судьей Его Глас на Земле и на Небе.
Но будет ли этого достаточно, чтобы воскреснуть?

Время тут течет как-то по особенному, Мария не может сказать, прошел час, или десять минут, все растворилось кристаллами соли в морской воде. Когда Петр глушит мотор в бухте, за рифами, она протягивает к нему озябшие ладони.
- Ты же будешь молиться за меня, Кифа? Не потому что ты молишься за всех. Потому что мне нужны твои молитвы. Именно твои. Будешь?
Может, если она не сумеет вернуться из-за любви к Иисусу, то сможет вернуться по молитвам Петра, как по хлебным крошкам?

0

5

Она молчит, задумавшись - Петр тоже не разговорчив, загоняет лодку к самой бухте, перед мелководьем глушит мотор, поднимает его, чтобы не повредить. Снова берется за весло.
Днище скребет о камни под водой, этот скрежет быстро теряется в тяжелом пасмурном мареве, пропитанном дождем - так туман глотает любой звук, искажает его до неузнаваемости, и когда Мария тянет к нему руки, Петр не сразу понимает, о чем она его просит.
Лодка покачивается на воде, Петр еще несколькими взмахами весла подводит ее все ближе к берегу, пока мелководье, ограждающее бухту от остального залива, не остается позади.
Откладывает короткое весло, наклоняется к женщине в своей лодке, заглядывает ей в лицо, бледное по сравнению с темным капюшоном дождевика.
Капюшон не защищает от дождя, на ее губах вода, мокрые волосы, выбившиеся из-под капюшона, облепили щеки.
Петр берет обе ее руки в свои ладони - жест выходит почти ласковым, как будто здесь, далеко от любых случайных глаз, без случайных свидетелей - даже кот не наблюдает за ними - это дается ему проще.
Он избегает прикасаться к ней - век за веком, избегает, как избегал и ее саму, но уже давно причина этого вовсе не в том, что она запятнана своим грехом, своим постыдными ремеслом.
Христианство учит смирению, учит любви к ближнему, тому, что последние станут первыми - Петр не колеблясь спускался в чумные улицы горящего Константинополя, ухаживал за больными в лепрозории, целовал щеки умирающих от холеры или гонореи. Брезгливости нет места в его сердце - но все же он избегает касаться Марии, не желая того, что сулят эти прикосновения - того, что случилось прошлой ночью, того, что случалось и прежде.
Зов плоти силен - если это искушение, то он не справляется: на один отказ следует десяток падений, и сейчас Петр может себе признаться, что жаждет этих падений как жаждет ее тела.
Лишь два соображения помогают ему примириться с собственной слабостью: искушение это идет не от сатаны, ибо Мария не принадлежит Сатане, а второе то, что за падением следует искупление, жестокое в своей прямоте покаяние, и после него Петр чувствует себя чище и сильнее, чем прежде.

И сейчас, после одного греха, уже совершенного, и перед другим грехом, которому еще предстоит совершиться, есть тот самый момент, когда все это не имеет значения - ни его слабость, ни первородная порочность ее женского естества.
Не потому, что он ищет этой греховной близости - Петру легко дается воздержание от плотских утех, аскеза стала частью его жизни, частью его самого, но потому, что Мария приходит к нему. Его наказания и его молитв ищет, ему в ладони вкладывает свои холодные руки, перед ним встает на колени и к нему обращается с той просьбой, которую утаит и от Иисуса.
- Разве я хоть раз тебе отказывал? - глухо и требовательно спрашивает он.
Лодка легко покачивается в паре миль от берега, ветер стихает - каменная гряда неуютного берега защищает бухту от непогоды.
Небо по-прежнему серое, низкое, день идет к закату.
Петр стаскивает куртку, складывает ее на нос лодки, опускается на колени под мерное покачивание.
Ему случалось отнимать жизнь - ведомый праведным гневом, он мстил за поруганную Святую Церковь, оборонял ее и ее прихожан, как пес обороняет доверенную ему отару.
Иерусалим, Константинополь, Аквитания - сколько раз он поднимал меч во славу Его и Его именем?
Сколько раз отпускал грехи умирающему от его руки, держа за руку в последние минуты?
- Помолись со мной. Если боишься, если тревожишься - помолись.
Петр не знает, почему они возвращаются - верит в то, что такова Его воля, но ни разу он не уходил, ропща или будучи в смятении, даже когда боль от мук путала сознание.
- Я буду молиться о тебе, но твой голос Он тоже услышит.
Не может не услышать - даже взывающего к нему из бездны.
Петр тянет Марию на дно лодки, крепко сжимая ее пальцы, тяжело касается плеча.
Разожженный ею огонь мрачно, болезненно горит в нем - ни дождь, ни морская сырость не могут ни притушить, ни уничтожить его.
Даже смерть не может - и Он читает это в сердце Петра, но все же прощает.

0

6

Он никогда ей не отказывал, все так – и Мария склоняет голову, признавая правоту Петра. Ей хочется верить, что это потому, что она для него важна. Не просто одна из малых сих, еще одна песчинка, к чьим бедам и грехам он снисходит. Не потому что он велик – действительно велик, камень под сандалиями Иисуса стал скалой, соединяющей небо и землю. А потому что она для него важна – и не как сестра по вере, не как символ покаяния, как женщина. То, чем она никогда не будет для Иисуса.
Она как будто разрублена пополам. Как будто разрублена пополам… Иисус любит ее – символ, святую Марию Магдалену, надежду на прощение для блудниц, грешниц, неверных жен. Петр любит ее тело и лечит ее душу – когда она больна, покрыта гнойными язвами греха. Один видит ее очищенной, преисполненной благодати. Другой – запутавшейся в своих слабостях, в своих пороках.
Но сейчас это не важно, о другом нужно думать, к другому готовиться. Потому что она боится, и тревожится. И, может быть, Он услышит ее голос, может быть, даже Иисус услышит ее воззвание, если пожелает, все же Мария не хочет молиться им. Не сейчас. Когда она воскреснет – когда новое рождение даст чистоту не только ее душе, но и телу, тогда да. Она сможет – не как нищая, просящая милостыни, а с осознанием своей безгрешности, с тихой улыбкой умиротворения и любви ко всему сущему.
Никто не требует от них столь многого… но они сами требуют этого от себя. Века проходят, а они требуют от себя не меньше – больше.

Сейчас у нее своя молитва – Мария выговаривает ее, выговаривает, вплетая в слова в плеск волн, в их с Петром дыхание – слишком громкое, слишком тяжелое…
- Святой великий апостол Петр, не отвергни меня, рабу твою Марию и моего к тебе стенания. Взгляни на мои беды и печали, испроси для меня у отца нашего небесного спасения души и жизни вечной. Аминь.
Аминь.
Рука Петра на ее плече тяжела и взгляд его тяжел, но Мария смотрит ему в лицо без страха и уже без стыда. Те грехи, с которыми она пришла, он смысл с нее и этот грех тоже смоет – морской соленой водой, холодной и непрозрачной.
- Если ты услышишь мой голос, то Он тоже услышит, Кифа, - тихо, ласково говорит она. – Пусть он будет доволен тобой, как я благодарна тебе. Ты даришь мне освобождение.
Мария зачерпывает рукой воду, пьет – соленую до гречи. Говорят, те, кто выпьет морской воды, сойдёт с ума. Возможно ли это для них – безумие? Но если это последнее, если она не воскреснет, то пусть это останется с ней, соль моря, от которой начинает щипать обветренные губы.

И это…
Мария прижимается губами к губам Петра в почти бесплотном, бестелесном поцелуе, губами такими же холодными, как морская вода. Если она больше не воскреснет, то больше никогда к нему не придет, больше они не увидятся, до самого Страшного Суда. Возможно, ей покажется, что прошло всего одно мгновение, а, может быть, это будет вечность. Апокалипсис – его столько раз обещали, столько раз предрекали… но жизнь текла своим чередом, века сменялись веками, тысячелетия падали, как яблоки с яблони, перезрелыми плодами. Может быть, жизнь сильнее? Не любовь, как говорил им Иисус. Просто жизнь. Не плохая, не хорошая, обычная. Обычная, короткая, как существование светлячка, но когда гаснет один – зажигается второй. Может, для этого все?
А они... они пытаются из светлячков сделать великанов.

0

7

Никогда Петр не заходил так далеко, чтобы хоть на миг подумать, будто может он сравниться с Теми, кому надлежит молиться.
Никогда не просил, не хотел молитв - ничто иное он, нежели орудие в Его руках, и разве не грех это, молиться орудию? Мечу на страже Церкви, молотку в руках плотника, игле искусной швеи?
Никогда не хотел Петр молитв, посвященных себе, но люди молятся ему  - рыбаки, целые флотилии, вручая свои жизни и корабли в его руки, полагаясь на его милость. Молились ему - чтобы он заступился за них, и сейчас Мария тоже обращается к нему.
Просит его о милости - как будто это в его руках, как будто это его воля, простить ее или нет.
Святой великий апостол Петр, так она зовет его - и Петр на миг теряется, не чувствуя себя ни святым, ни великим.
Здесь, где ничего нет между ним и небом, на горизонте тонущем в соленой воде, он больше не святой апостол Петр. В этой лодке не поместилось бы столько святости, думает про себя Петр с чем-то вроде самоиронии - хотя видит Господь, самоирония не его конек: некоторые веяния современности, такие как атеизм, гомосексуализм или самоирония, обошли его стороной.
Ни в одной лодке не поместилось бы столько святости - не поэтому ли Иисус шел по воде как по суше, стараясь не перегружать их утлое суденышко?

Но молитва Марии искрення - жаль только, здесь нет того, к кому она обращается.
Все, что есть - это всего лишь Симон, рыбак, умеющий держать в руках меч. Человек, которого она зовет Кифа - мужчина, который молится за ее душу не из-за ее просьб и не из-за того, что он молится за всех, а из-за того, что верит: ее душа достойна любых молитв и спасения.
И впервые за долгие, очень долгие годы Симон чувствует на своих плечах эту ношу - ту, что сам возложил на себя.
Чувствует ее тяжесть.
Может ли он отвернуться от Марии, оставить ее просьбу без ответа, какой бы ни была эта просьба?
Рыбак Симон бы мог - он был слаб, был глуп, был самонадеян.
Петр - всего лишь орудие, у орудия нет своей воли и нет права решать.
Все решено за него - и если заглянуть поглубже в свое сердце, то там и найдутся ответы, как нашла Мария ответ на свой вопрос. Ответ, который привел ее в Нью-Бедфорд, в церковь, которую она знала лишь по фотографиям.

Губы у нее холодные, горчат солью - Петр недвижим, застывает камнем.
И когда Мария вновь отодвигается, его пальцы на ее руке размыкают свою хватку.
- За освобождением ты сюда и приехала. Если это то, чего ты хочешь, мы на месте.
Петр в пародии на ласку гладит Марию по щеке.
- Это будет быстро. А потом ты вернешься.
Умирать всегда страшно - здесь, среди этой темной воды, Петр может признать это.
Умирать всегда страшно - но иногда это необходимо.
Иисус, наверное, нашел бы слова лучше и понятнее. Петр когда-то тоже мог зажечь истинный огонь в душах язычников - но не сегодня.
Не последние несколько лет.
Его вера не стала меньше - но, должно быть, что-то держит его здесь, на окраине чужого материка, не дает вернуться в Ватикан, хотя его паспорт по-прежнему действителен, как и контракт на переводы с древнеарамейского... Может быть, переводы Петра иногда не слишком буквальны - но ему ли не знать, что он имел в виду, рассуждая о грехе и прощении, пусть с тех пор и прошло две тысячи лет.

Лодка вздрагивает, когда днище мягко задевает камни. Темная вода кажется разлитой нефтью, на которой бликует темно-серая пелена небес.
Петр задирает голову, всматривается в небо, не обращая внимания на дождь, заливающий глаза, заливающийся в рот.
- Он слышит. Слышит каждого.
Иногда - были дни, тяжелые, мучительные дни, превращающиеся в недели, не менее мучительные и тяжелые, наполненные если не сомнением, то привкусом отчаяния - когда Петру казалось, что Господь его больше не слышит, покинул его, отбросил из ненадобности оружие, до сих пор служившее ему и мнящее себя избранным, он тоже спрашивал себя об этом. Петр не любит, не хочет вспоминать об этих временах - но в голосе Марии слышит страх, родственный собственному.
Страх, что Господь его оставил.
- Этого ты боишься? Быть оставленной? Не получить прощения?

0

8

Когда Петр говорит, что она вернется – это звучит как утверждение. Как печать, которая пронзает и землю, и море, и небо, вписывая в невидимые скрижали эти слова: ты вернешься. Ей бы успокоиться, утешиться этими словами, потому что разве она не верит в силу Петра? В его власть? в то, что он говорит с Богом, а Бог слышит его? Верит. Всегда верила. Но откуда тогда в ней этот червь сомнения, который грызет и грызет сердце, отравляет ее своим ядом. Сомнения – грех. Грех коварный, как змей, соблазнивший Еву. Только не сладкий плод предлагает он, а горький, как морская вода.
Но кому ей признаться в своих сомнениях, если не Петру? Он знает все ее грехи, простит и этот… Поэтому он и святой – думает Мария. Поэтому святой, а не потому, что он пошел по воде, не потому что написал свое Евангелие, исцелил, крестил, вел за собой. Она, если уж на то пошло, тоже написала свое, только никому не нужно Евангелие от женщины, от блудницы. Она же говорила в нем не о чудесах, о любви.
Петр свят, потому что находит в себе силы прощать. Ему это нелегко, труднее, чем кому-либо, Мария знает его нетерпимость к чужим слабостям, но он делает то, на что поставлен… И будет делать – до самого конца времен.
А она – для чего призвана она? За что, за какие заслуги? За то, что долгие часы ждала под палящим солнцем, когда Он пройдет мимо, не надеясь даже коснуться края его плаща? За то, что ходила за Ним, как могла бы ходить собака, верная, преданная, понимающая только свою службу, не более того? Как многое она понимала тогда из Его слов? Неграмотная, нечестивая, открывшая для себя, что есть и другая любовь – не та, для которой нужно умащать себя благовониями и украшать ожерельями. Другая – вечная, как Небо.
Они прибыли – приплыли к тому месту, где ее жизнь оборвется… чтобы начаться заново. Мария оглядывается, всматривается в каменистую отмель, мокнущую под дождем. Тут пусто. Наверное, кроме птиц, тут ничего живого нет, да и птицы ищут менее суровое место для гнезд. Только несколько кустов цепляются корнями за камни, зарываются ими в песок, силясь найти хоть какую-то опору. Вот и она так же…

- Я никогда Его не слышала, - тихо говорит она.
Складывает вместе ладони, подставляет дождю. В них быстро собирается холодная влага.
- Никогда, ни разу. Думала, что не достойна, раз так… Но сейчас я думаю, а вдруг и Он меня не слышит? Вдруг… я Ему не нужна? У тебя есть Предназначение. Ты построил Церковь. А я? Я ничего не умею, только любить, но кому в этом мире нужна любовь, Кифа? Этот мир разучился любить. А если так… что если я больше не смогу вернуться? Это же не мы решаем… В конечном итоге, всегда решаем не мы.
Они решают – Он позволяет случиться, или не позволяет, на то Его воля, которую Мария никогда не пыталась понять. Ей ли пытаться! Она радовалась и грустила, жила и умирала, страдала и была счастлива, отдавала свое тело как милостыню – тем, кому оно было нужнее. Жила… слишком долго жила – кто из них не считал, будто век их уж чересчур долог. Но вот, оказывается, и она боится…
- Раньше я не боялась. В пустыне, и тогда, под Иерусалимом, помнишь? Чума пожирала меня, но я не боялась, только молилась. А сейчас боюсь.
Мария подносит ладони к лицу, умывается дождевой водой, смывая слезы – что ей оплакивать? Только если свои грехи.
- Я буду думать о том, что ты меня не забудешь, даже если я не вернусь. Ты же меня не забудешь?
Вода вокруг них темна - но ее глаза еще темнее.

0

9

Голос Марии едва разбираем в шуме дождя. Петр опускает голову, глядя ей в лицо. У него на пальцах остается ощущение ее мокрой кожи - как отметка, стигмата, пусть и невидимая, и он сжимает кулак, пряча его у бедра.
Он так и стоит на коленях в покачивающейся лодке, заставляя себя не обращать внимания на промокающий на плечах свитер, на затекающую за шиворот дождевую воду.
Ее признание глубоко его ранит - такой она выглядит уязвимой, такой несчастной... Иначе бы она и не пришла к нему, напоминает себе Петр.
Она не приходит к нему иной - но как он может ее отвергнуть, когда она была единственной, кто пришла к нему после ареста в Гефсиманском саду.
Единственной, на кого он осмелился поднять глаза - она была всего лишь женщиной, блудницей. Она была никем - и тогда, даже отрекшимся, Петр не стыдился ее, не стыдился перед ней себя.
Она сама нашла его, опустилась рядом на камни, молчала, пока он не мог ничего слушать - и слушала, когда он больше не смог молчать.
И теперь она тоже приходит к нему - сомневающаяся, раскаивающаяся, приносит то больное, что требует лечения.
Петр не лекарь, чудеса исцеления, на которые он способен, лишь Божья воля, ее выражение.
Все, что может Петр - это выжечь яд раскаленным железом, уничтожить боль другой, очищающей, смиряющей, дающей облегчение и радость.
Это в его руках всегда - этого просит от него Мария, приходя к его жилищу, вышептывая свою исповедь... Это каждый раз блуд - и она хочет наказания, хочет прощения, хочет искупления.
И боли.
Но сегодня она ищет другого - и Петр, умеющий забирать жизнь рыбак Симон, не чувствует себя мечом карающим в руке Господа.

Острым болезненным уколом напоминание о том, что он создал Церковь - и Петр вздрагивает, как от удара, смаргивает дождевую морось, но на лице женщины, стоящей на коленях напротив, нет ничего, кроме глубокой печали.
А еще страха.
Так и есть, там, под Иерусалимом, вновь отданным мусульманам, в ней не было страха, даже когда чума отметила ее тело как свою добычу.
Петр опускает глаза - своими словами она лишила его душевного покоя, вызвала того человека, которым он был.
Того, которому никто и не подумал бы молиться - безымянного рыбака на пыльной дороге, раздумывающего о том, как набить брюхо скудным уловом да выгадать несколько медяков, распродав рыбу.
У того человека был дом - не Папский престол, не Собор святого Петра в Риме, но лачуга, провонявшая рыбой от сушившегося поблизости невода. Была женщина, лица которой Петр даже не может сейчас вспомнить. Дети - кровь от его крови, давно затерянная в смуте веков.
Он не жалеет об утраченном - разве орудие может жалеть? - но слова Марии отдаются чем-то муторным, прогорклым, как ладан, который хранили в открытом сосуде.
Ему хочется, чтобы она умолкла.
Ему хочется, чтобы она продолжала говорить.

- Что тебе до того, Мария Кающаяся, Равноапостольная? - спрашивает Петр хрипло и горько. - Неужели ты и правда боишься, что имя твое будет стерто из памяти людей, молящих тебя о заступничестве? Что тебе до моей памяти, если окажешься ты в раю с Тем, кто отметил тебя своей волей?
Петр хмурится, касается ее плеч, тяжело опускает ладони, скользящие по мокрому дождевику.
- Когда ты молилась в последний раз? Ему молилась, Его милости искала?
Раз за разом она отказывается - вчера в церкви, готовящейся к литургии, затем перед ужином и сейчас, уже в лодке, когда Петр просил ее опуститься на колени вместе с ним и молить об избавлении от страха.
Раз за разом она отказывается - не в этом ли причина ее беспокойства и тревоги?
Петр обхватывает ее за щеки, приминая мокрые волосы, заставляя смотреть прямо на него.
- Не бывает покаяния без молитвы, как не бывает заката без восхода. Если ты боишься, что недостойна и что потому не услышит Он тебя, так молись вдвое, втрое усерднее. Если думаешь, что недостаточно чиста, так кайся - кайся, пока не почувствуешь, что вновь крепка твоя вера. Открой свое сердце, отринь страх - помни о том, что Он может испытывать тебя молчанием... Если тебе нужна сила, чтобы пройти через это, так бери - вот я. Вот я, рядом с тобой - бери, черпай из моего колодца, ему не пересохнуть. Возьми, сколько тебе нужно - но молись Ему, а не мне.
Петр тянет ее ладонь, холодную, мокрую, себе под свитер, на сердце - кожа к коже, плоть к плоти.
Со вчерашнего вечера он делит с Марией свой хлеб, свое вино и свое жилище, но рано или поздно она всегда просит другого.
Его веры - в свою избранность, ее избранность, в вечное Его присутствие рядом, дыханием опаляющее кожу несмотря на сырость и холод.
И Петр, отвыкший за эти несколько лет, прошедших с тех пор, как он покинул Рим, вновь отдает - отдает, пока вода не ушла, пока не обмелел, не высох этот колодец за ненадобностью.

0

10

Их разговоры всегда тяжелы – так, наверное, и должно быть. Лечение тяжело и болезненно. Сдирать присохшие повязки, прижигать раны, отрезать гниющую плоть. И чем тяжелее недуг, тем тяжелее и лечение. Еще, возможно, их разговоры даются им обоим так нелегко, потому что они не лгут друг другу. Между ними только правда, как острое лезвие, зажатое между двумя телами. Она ранит, конечно, ранит. Но какая ложь, между ними? Они видели Иисуса, ходящего по земле, проповедующего… Они видели, как Его распяли на кресте и он воскрес. Они видели все. И увиденное опалило их изнутри. Солги она Петру – и он тут же поймет, и больше не пустит ее до себя. Солги он ей… Но он не солжет ей – сколько бы раз она к нему ни приходила, он ей не солжет. Ни словом, ни жестом. Даже чтобы облегчить ее страхи. Тем более, чтобы облегчить ее страхи.

Но все же он не читает ее мысли, читает только в ее душе, не глазами – но сердцем, а оно иногда не слишком зряче.
- Нет, этого я не боюсь. Когда-нибудь все сотрется, даже письмена на камнях стираются, Кифа, ничего вечного нет. Или ты думаешь иначе?
Мария смотрит ему в лицо, между ними несколько дюймов воздуха, перемешанного с водой, перемешанного так густо, что, кажется, этой водой ты дышишь, как рыба. Что всегда будет только холод и вода с неба, может быть, так и начинался Великий Потоп?
- Кто из тех, кто помнит наши имена, помнит нас? Знает нас? Мы только символы, знаки – для них мы только образы на фресках, на картинах. Что мне до их памяти? Ты помнишь меня. Я помню тебя. Таким, каким ты был. Когда я встретила тебя в первый раз, ты накинул себе на голову покрывало, оно был обтрепано по краям, а на руке, на левой ладони, у тебя был свежий порез – от большого пальца до среднего. Ты полил его водой и присыпал солью, даже не поморщился, как будто тебе ничуть не было больно…
Она замолкает – под свитером у Петра тепло, даже жарко, по сравнению с холодом и сыростью, взявшими лодку в свои тесные объятия. Она прижимает пальцы к его груди, ловит биение сердца, каждое – как гранатовое зерно, падающее ей в ладонь, она бы собрала полную горсть и спрятала у себя на груди, возле своего сердца…
- Я помню тебя. Ты помнишь меня. Но я не помню Его. Только однажды, ты знаешь, когда я умерла в пустыне в тот, первый раз, я видела… Свет. Я видела Свет. Много Света. Можно ли молиться Свету, Кифа? Раньше я молилась. В моей жизни было много молитв, из них можно было бы построить мост от этих мест до Рима. Если бы Он хоть раз ответил…

Не об этом ли скорбь Иисуса – думает она. Не об этом ли их всеобщая скорбь? Они нуждаются в Боге, но не знают, нуждается ли Бог в них. Любит ли Он их, или две тысячи лет и для его любви предел? Они просты – она, Петр. Как соль, как земля, как камень. Когда они уверовали в то, что Бог любит их настолько, что послал сына своего единственного, они были как дети, получившее чудо. Это после лучшие умы украсили веру, расписали ее по богословским трактатам, измерили неизмеримое, объяснили необъяснимое… а они и не пытаются. Хотят по-прежнему все того же – Отец наш небесный, яви чудо. Яви свою любовь.
Наверное, это похоже на молитву – на те, первые молитвы, которые рождались в сердце и шли от сердца. Марий закрывает глаза, прижимается лбом к мокрому плечу Петра, и пытается. Пытается молиться. Дрожа под дождем, как ребенок, заблудившийся, потерявшейся на много лет ребенок, который стоит возле двери дома отца своего и боится постучаться, потому что не знает – ждут ли его.
Нужен ли он.

0

11

Она в самом деле помнит - и Петр тоже помнит многое из того, что отделено сейчас от них веками и веками.
Помнит, как рассматривал Иисуса, впервые встретив его на той пыльной дороге поблизости от озера, на котором рыбачил. Помнил, как Андрей шумно сопел рядом.
Помнит, как звучали те слова, которые Иисус призван был принести в мир.
Петр смотрел на Иисуса, слушал - и верил. Всем сердцем, всей душой - верил в каждое слово, но много ли сейчас осталось от того трепета?
Десятилетие за десятилетием он заставлял себя не чувствовать - разве орудие может чувствовать? - но сейчас, вместе со словами Марии, вместе с тем, что она в нем будит, Петр снова чувствует себя прежним.
Безграмотным рыбаком, которому было явлено чудо - настоящее чудо.
Сын Божий.
Все прочее - и чудо воды и вина, и хождение по воде, и исцеление, и воскрешение - стало лишь следствием, изящным узором вокруг главного, и с эта мысль горчит и тревожит Петра: сколько от того Иисуса осталось в этом?
Половина? Треть? На самом дне, постоянно капля за каплей уходя в песок сквозь трещину, которой Петр изначально не заметил?
Сколько осталось от них всех?
Он смотрит в мокрое лицо Марии - ее пальцы холодом обжигают на его груди, но она не забирает руку.
- Мы помним друг друга, - настойчиво говорит он, не отпуская ее взгляд. - Мы помним друг друга такими, какими мы были.
В этом и радость, и разочарование - для них обоих, здесь Петр не обманывается. Она стыдится своей порочной природы, стыдится своих желаний, раз за разом толкающих ее во грех - а он стыдится своих слабостей, о которых не принято упоминать в Риме.
Она права - такими кто их знает, кто будет их помнить иначе, чем блаженными праведниками с фресок?

Можно ли молиться Свету?
Петр сглатывает и когда начинает говорить, его голос звучит хрипло и тихо:
- Я никогда не видел того, о чем ты говоришь.
Каждое слово будто камень - это его признание. Его стыдная тайна.
- Никогда не видел Света.
Петр верит в то, что чувствует волю Его - ради этого он живет, ради исполнения этой воли... И ради того, чтобы все же увидеть. Однажды увидеть Свет, о котором сейчас говорит Мария, будто о какой-то безделице.
Петр готов отдать правую руку на отсечение ради того, чего ей недостаточно - но сейчас ему кажется, что Свет, о котором она говорит, танцует в ее зрачках.

На берегу, мрачном, суровом берегу, на котором кое-как цепляются корнями за жизнь несколько кустов, отчаянно тянущихся к небу в надежде на лучшее.
И вдруг один из кустов, растущий чуть поодаль, укрытый каменистой грядой от ветра, вспыхивает - пламя охватывает его в один миг, от корней до самой макушки, отражается в темной слюдяной воде, на мокрых камнях.
Петр шумно выдыхает - все, что осталось высказанным, больше не имеет значения.
Это знак.
Их молитвы были услышаны - Мария получает ответ, о котором молила, а Петр - Свет.

Петр вскакивает в лодке, та раскачивается, грозя перевернуться, но его это не пугает - он простирает руки к берегу, пожирая взглядом полыхающий куст, выделяющийся на темном безлюдном берегу.
- Да, Господи!  - Петр больше не шепчет. - Да! Господь наш Всемогущий, преклоняемся перед тобой, Создатель всего сущего!..
Его охватывает пьянящая острая радость, истинное наслаждение - он не оставлен.
Они оба не оставлены.

0

12

Между ними словно темный омут, глубокий, страшный, куда падают и падают камни их слов, их признаний, но они все равно не заполнят его, даже дна не покроют. А скоро и Марии придется туда уйти, если она хочет освободиться. Смерть Томазо должна была стать концом для их брака но Томазо жив и исцелен, значит, ее смерть станет этим концом. Но она не будет думать об этом, не будет думать о своем смертном муже, стоя на коленях в лодке, с Петром, деля с ним самое сокровенное.
Он не видел Свет – ей Бог никогда не отвечал… Но все это становится не важно – в одно мгновение. Как будто молния расколола камень, молния упавшая с ясного неба. Как будто заговорила пойманная рыба. Как будто лестница спустилась с небе…
Вспыхивает куст. Горит сильно и жарко – даже до лодки докатываются волны этого жара. И если Петр вскакивает, исполненный радости, то Мария остается стоять на коленях, молитвенно сложив руки, и смотрит, смотрит, впитывая в себя это пламя, впитывая в себя это чудо, совершенное здесь, в маленькой пустыне среди моря, для них двоих. Не для царей и императоров, не для многотысячной толпы.
Для них двоих.

- Спасибо… - шепчет она непослушными губами. – Спасибо!
Насколько же пусты они были, оба – Мария осознает это только когда наполняется ощущением Его присутствия. Наполняется полностью, так, что ничем остальному просто не остается места. Даже ее грехам, даже ее страхам – чего ей бояться теперь, когда Он с ними?
Она видела чудеса, совершаемые святыми. В ее руках яйцо, которое она принесла императору Тиберию, стало красным, как кровь, и это тоже было чудо. Но все это лишь отблески, слабые отблески того, что сейчас явлено им. Все равно, что слышать о солнце и узреть солнце – в жаркий полдень, когда его золото и багрянец выжигают глаза…
- Спасибо, Господи…

Куст гаснет так же, как вспыхнул – в одно мгновение. Куст стоит невредим. Ни пепла, ни сожжённых веток, как будто он не побывал только что в объятиях пламени. Вот что такое настоящая любовь, любовь небесная, она заставляет тебя гореть, не сжигая…
Мария вспоминает, что нужно дышать – выдыхает, втягивает в себя воздух, соленый морской воздух в котором сейчас есть еще что-то, запах озона или чего-то похожего.
Его чудеса всегда материальны и зримы, к ним можно прикоснуться – если осмелишься…
- Я видела это, - потрясенно шепчет она. – Видела!
И это навсегда останется с ней, в ней.
Стоит ей закрыть глаза – и она снова увидит это пламя, снова почувствует Его присутствие. Это куда больше, чем она заслуживает – воистину, велика Его щедрость.

Мария поднимает глаза на Петра – он тоже наполнен явленным им чудом, словно огонь, пылавший на берегу, переместился теперь в его сердце…
- Мы видели… Я готова, Кифа. Теперь я готова.
Святая блудница берет его руку, тяжелую, шершавую от морской воды, прижимает к своей щеке. Улыбается. Улыбается счастливой, полной благости улыбкой. Теперь, какой бы ни была ее смерть, Мария Магдалина встретит ее с радостью и спокойным сердцем.
Хотя, нет, ей нужно еще кое-что.
Вот она, ее греховная, изменчивая натура – ей всегда нужно еще кое-что.
- Теперь ты счастлив? – спрашивает она. – Теперь ты снова счастлив?[nick]Мари-Мадлен Донне[/nick][status]Мария Магдалина[/status][icon]https://c.radikal.ru/c01/2012/2b/206623d29f5a.jpg[/icon]

0

13

Петр оборачивается, широко улыбается - увидь кто на его лице подобную улыбку, глазам бы не поверил.
Счастлив ли он?
Да счастье переполняет его через край - именно так он и чувствует себя. Обновленным. Счастливым. Избранным - и последнее особенно ему ценно, особенно дорого и находит свое место в его сердце.
Он гладит Марию по мокрой щеке, между ними искрит - ничего общего с расхожим выражением из женских романов, а буквально: воздух будто заряжен электричеством, искры бегут по мокрому шерстяному свитеру Петра, мягко планируют с его волос, стекают по руке, встречаясь со искрами на коже Марии.
Это потрясающее чувство.
Петр не знает, как его описать, но это просто потрясающе - то, что с ним сейчас происходит.
И, в отличие от Марии, он не падает на колени, не возносит молитву к небесам - напротив.
Ему необходимо оказаться на берегу, как можно быстрее, как будто в этом кусте, вновь ничем не отличающимся от прочих, еще осталась частица Его присутствия.
Божий знак.

- Пойдем, - зовет Петр, сгорая от нетерпения. Да, разумеется - разумеется - он знает, что это просто куст. Всего лишь куст.
И чудеса в его жизни случались - ему ли удивляться, но сейчас, в этой бухте, где он с таким отчаянием признавался Марии, что не видел Света, о котором она говорила... Разве это не ответ?
Разве это не знак, что Он рядом, слушает его, наблюдает?
Нет для Петра большей радости, чем знать это - даже когда он ведет себя недостойно, потакая своим слабостям, он хочет чувствовать это, хочет чувствовать присутствие Его поблизости, и это такое эгоистичное, такое греховное желание, но что Петр может с собой поделать?
Создатель читает в его сердце - и знает об этом, и Петр кается в своих недостойных слабостях и получает знак.
Он прощен. Его грех искуплен - и намерения, с которыми они с Марией сюда приплыли, получили благословение.
Может, еще через две тысячи лет и это войдет в Евангелие, приобретя законченную святую красоту. Забудется лишнее, будет вычеркнуто - возможно, даже его собственной рукой. Эта ночь, их совокупление, греховное и животное, все мелкое и недостойное - останется лишь явленное чудо в ответ на сомнения.
Петр никогда не понимал основного кошмара авторов антиутопий - разве не Библия была первой книгой, заложившей принцип бдящего за человеком вечного ока?
Но Петру так спокойнее, он нежится в этой мысли, мог бы - в самом деле извалялся бы в ней, сохранил на коже, как это электрическое покалывание.

И он знает, что делать. Отнимает руку у Марии. Снимает тяжелые ботинки, в которых можно пройти от одного побережья до другого, снимает носки, оставаясь босым. На дне лодки плещется немного дождевой воды, она кажется ледяной.
Петр находит взглядом куст, делает шаг и переступает через борт.
Ветер унимается. Дождевые капли теперь падают строго вертикально, разбиваются о водную гладь как о стекло, темное, закрашенное черной краской, кусты на берегу больше не шевелятся под порывами ветра.
Петр делает еще шаг.
В его сердце столько веры, что сейчас он способен на все - исцелить смертельно больного, воскресить мертвого, обратить к Богу толпу.
Способен на все - именно так.
Даже идти по воде - ему и прежде это удавалось, пусть и на краткий миг, но сейчас...

Петр снова оборачивается, протягивает обе руки Марии.
- Пойдем же, - повторяет настойчивее, предлагая ей этот щедрый дар - хочет разделить его между ними.

0

14

Все справедливо – думает Мария, с благоговейным страхом глядя на Петра, стоящего на воде, как будто волны превратились под его стопами в твердое стекло. Господи великодушен и справедлив, он дает каждому ровно столько благодати, сколько способен выдержать слабый сосуд человеческой души. И если ее душа – чаша их хрупкого алебастра, то душа Петра – море, заключенное в каменные края скал. И оба они сейчас наполнены до краев.
Она не сможет – Мария точно знает. Но ей довольно и того, что она видела. Довольно и того, что не погасли еще искры, танцующие на их лицах, в мокрых волосах. Довольно того, что она не одна – теперь Мария Магдалина чувствует это, знает это. Бог с ней. В ней. Вокруг нее.
Но она все же послушно расшнуровывает обувь, путается в промокших шнурках кроссовок, носки тоже мокрые, но все это сейчас не важно – холод, сырость, даже то, ради чего они сюда приплыли не важно. С ними Он. Встает в лодке – она покачивается, дождевая вода под ботинками Петра блестит ртутной лужицей и кажется тяжелой, маслянистой. Цепляется за протянутую руку, закрывает глаза. Делает шаг вперед.

- Я сделал это, сделал!
На камнях разложены костры. С озера дует ветер, разбивается о согнутые спины апостолов. Иисус ушел бродить в темноте, и никто не осмелился за ним последовать, даже Мария. Она жмется к своему слабому костерку для которого сама собрала сушняк на берегу, не со всеми, но уже не чужая, привычная – как привыкают к приблудной собаке, которая, сколько ее не гони, все равно идет следом. Иаков Зеведеев, проходя мимо, бросает ей на колени горсть сушеных фиников и кусок хлеба – Мария благодарно склоняет голову.
- Я это сделал.
От жара костра лицо Симона покраснело, черная, всклоченная борода, злой блеск глаз – все это делает его похожим на безумца, и безумцем бы его сочли, утверждай он перед кем-то еще, что ходил по воде.
- Ты это сделал, - мягким, ласковым даже голосом подтверждает Иоанн. – Мы все видели.
- Я не видел, - подает голос Фома.
- Потому что ты спал, - отвечают ему. – Как всегда.
Короткий бодрящий смешок прокатывается над кострами, как будто камни сорвались с горы и катятся вниз. Но смех быстро затихает – ночь давит на них тишиной и темным небом, на котором только изредка проглядывают звезды, не начался бы дождь к утру, но Иисус сказал ждать его здесь, на этом месте, и они послушно ждут. И буду ждать, даже если разверзнутся хляби небесные и все воды мира хлынут на землю.
- Я шел по воде! Шел! Так почему…
- Потому что ты не Он? – предполагает Фома. – Замолчи уже, Симон, дай поспать.
Мария испуганно съеживается на камнях – зная буйный нрав Симона можно ожидать и драки, но нет, он только зло смотрит на Фому и замолкает.
Разговоры стихают сами собой, слышится только потрескивание сухих веток в огне. Никто не поворачивает головы, когда женская фигура, завернутая в покрывало, отходит в темноту.
Спрятавшись за валуны, Мария подходит к озеру. Оно утихло, буря утихла и сейчас по его волнам идет только легкая рябь, невидимая в темноте. Мария делает шаг вперед, еще один шаг – зажмурив глаза, горячо желая того, что получил сегодня Петр. Чуда. Пусть оно длилось несколько мгновений, но оно было!
Вода сначала обхватывает ее щиколотки, потом доходит до коленей – вздохнув, Мария выбирается на берег.

Вода – холодная вода как жадная пасть библейского чудовища, проглатывает Марию почти целиком. Та самая вода, которая держит Петра на своей поверхности, будто он ничего не весит. Даже сейчас – укоряет себя Мария – в ней недостаточно веры. Даже сейчас – а она только что видела Чудо. Но пусть так, ей достаточно и того, что у нее теперь есть. В ней теперь есть. О большем она не попросит, никогда не осмелится.
[nick]Мари-Мадлен Донне[/nick][status]Мария Магдалена[/status][icon]https://c.radikal.ru/c01/2012/2b/206623d29f5a.jpg[/icon]

0

15

Он так и ждет, протянув руку - даже не сомневается, что и у Марии выйдет.
Им было явлено чудо - и вот еще одно, прямо тут, под его босыми ногами, в бухте, куда он плавал, чтобы побыть наедине со своими мыслями. Даже в сезон отпусков этот суровый каменистый берег, не радующий взора ничем, кроме колючего скудного кустарника, да нескольких птичьих гнезд в каменной гряде, давно уже брошенных своими обитателями, не привлекает внимания туристов - и Петру нравится эта уединенность, ему, который прежде искал толпу, чтобы возвестить о Нем и милости для праведников.
Сейчас, по прошествии двух тысяч лет, больше нет необходимости идти к людям лично - обращения телепроповедников разлетаются по миру, доносятся из приемников и телевизоров в самых отдаленных от церквей уголках света, но истинное чудо, уверен Петр, можно обрести только так.
Кое-что остается неизменным, другое изменяется.
Петр мнит себя первым, хотя это лишь заблуждение смертного - всем свойственно ошибаться, и Петр первым признает, что грешен и слаб.
Первым признает - чтобы первым же и возвыситься, получив очищение.
Получив чудо.

Вода под его босыми ногами будто суша - но Мария уходит в темные воды сразу же, едва переступает покачивающийся деревянный борт лодки. Освобожденная от них обоих, лодка подпрыгивает выше, будто поплавок, на волнах, которые порождает уходящее ко дну тело.
По темному стеклу поверхности бухты идет рябь - но Петр по-прежнему стоит на месте, и вода держит его.
Пальцы Марии обхватывают его запястье, ногти царапают кожу - Петр не дает ей захлебнуться, не дает уйти с головой, дергает вверх, подхватывает подмышками, тянет... Наверное, со стороны это выглядит как хорошо отрепетированная пантомима или продукт компьютерной графики - или чудо.
Чуду всегда можно найти объяснение, когда в сердце нет места вере - монтаж, двойники, внезапная полная ремиссия, которая привела Марию сюда, на восточное побережье чужой страны, многие годы назад принявшей тех, кто бежал от ярости католической церкви.
Но эти объяснения слишком сложные, потому что все куда проще.
Это чудо.
Просто гребаное чудо.

Мария промокла до нитки - мокрые джинсы, мокрый свитер, мокрая замшевая куртка и сверху дождевик, в котором она пыталась спрятаться от дождя, сохранить тепло. Петр прижимает ее к себе, поднимает на руки - тяжесть ее тела кажется ему хорошо знакомой, но даже это животное какое-то воспоминание не может заставить померкнуть то, что горит в нем, куда ярче, чем гнев, похоть или гордость.
И он не позволяет себе усомниться - не сейчас, и делает следующий шаг.
На краткий миг его босые ступни обжигает ледяной холод осенней воды, свитер, уже промокший под дождем на плечах, теперь мокнет и на груди, намокает от мокрой одежды Марии. Дождь прекращается - ни ветра, ни дождя. Они будто персонажи картины - такая вольная фантазия на избитую тему: пустая лодка, брошенное на дно весло, мужчина, шествующий по воде к каменному берегу...
Шаг за шагом - это чудо. И еще. И снова.
Каждый шаг - это чудо, каждый раз, когда Петр остается на поверхности воды - чудо, вот сколько чудес, как будто на Петра проливается целый дождь.

Последний шаг - и он ступает на обкатанную волнами гальку, между пальцами ног застревает острый осколок камня, крупный темный песок липнет к мокрой коже.
Петр опускает Марию на ноги, едва взглянув, идет к кусту - тот по-прежнему тянет к темному небу изогнутые сухие ветви, едва-едва украшенные такими же пожухшими и коричневыми листьями. Куда больше на этих ветвях шипов - длинных, острых шипов, но Петр бережно касается одной ветви, другой, как будто хочет убедиться в реальности того, что видит. Так бережно, как никогда не касался никого живого.
- Ты просила о знаке, - говорит он Марии. - Это был он.
Они оба просили - и вот он, знак, и Петр не чувствует ни холода, ни сомнений.
Будь на то воля Его, он останется на этом берегу навсегда - еще один сумасшедший, из тех, которые прежде получили бы славу праведника или святого отшельника. Остался бы, питался бы морской водой и песком - но они здесь за другим, и это Петр чувствует так же ясно, как присутствие Его повсюду.
Его присутствие и Его волю.
Этот знак был не ему ответом - ей.
Свой ответ он получил, ступив за боорт лодки - и это как лучший подарок, главный дар.
- Ты вернешься, - снова нарушает Петр молчание. - Раздевайся.

0

16

- Я вернусь, - повторяет Мария эхом, но теперь в ее тихом голосе чистая, святая вера.
Конечно, она вернется, а даже если нет – какое это имеет значение, после всего, что они видели, после всего, что было им явлено? Мария, до сего дня знающего Его лишь воспоминанием о Свете, видевшая Его лишь отражением в глазах Иисуса, оглушена и ослеплена, но это благое ослепление и оглушение, ибо только теперь она постигла, как Он велик.
Воистину – думает она, любившая столь многих, стаскивая с себя мокрую ветровку – мы думаем, что ищем земной любви, плотской и мимолетной, а на самом деле желаем любить Его, ищем Его любви.
Мария думает об Иисусе и понимает. Понимает ЭТО. Господь дал им Иисуса, чтобы им было кого любить вместо Него. Как детям строят маленький дом на заднем дворе, и там есть маленький стол с игрушечной посудой, открывается и закрывается дверь, можно зажечь свет… Потому что мир слишком велик, а детям нужно убежище, красивое, безопасное убежище. Иисус стал этим кукольным домом для миллионов и миллионов, мужчины и женщины веками смотрели в его прекрасное лицо и задыхались от восторга, страдания и обожания. Возводили для него церкви, украшали их золотом, драгоценными камнями, гениальными скульптурами и фресками. Но это не Иисус зажигал их сердца. Он. Он через  Иисуса зажигал их сердца, пользуясь им, как лампадой.
Страшно это понимать. Страшно и прекрасно.

Мокрая одежда липнет к телу. Труднее всего приходится с узкими джинсами, но Мария справляется и с ними, стаскивает с себя, оставляя на бедрах розовые полосы, следы от ногтей. Складывает все возле своих ног, складывает аккуратно, чтобы Петру было удобнее забрать вещи с собой. Не торопится, но и не медлит,  то и другое было бы святотатством. То, что внутри нее не терпит суеты, но и промедление тоже неуместно. Они сделают то, ради чего приплыли сюда, в любом случае сделали бы. Но теперь все иначе – они пред Его очами. И, быть может, Петр не будет наказывать себя так жестоко за этот грех – разве Господь не показал ему, что прощен этот грех, им обоим прощен. Отчего так? Мария не знает – она всего лишь женщина, не очень умная, думающая сердцем, а не разумом, одержимая слабостями своего тела. Не знает. Чувствует только, что Петр был прав – о, он сто, тысячу раз был прав – когда говорил о том, что у Него свои планы на каждого. Даже на нее. Блудницу, вставшую в один ряд с апостолами.
И это так невероятно хорошо, так невероятно восхитительно – чувствовать себя частью Его плана, Его намерений, пусть даже ей их никогда не понять, что Мария не может думать ни о чем другом. Стоит нагая на берегу каменистого островка, но в этом нет сладострастия, нет греха, нет желания.
Она – часть Его замысла.
Как и Петр.
Как и это море.
Как каждый камушек этого острова, который на короткое время стал для них двоих Землей Обетованной. Суровый, неуютный, непригодный для жизни – но наполненный Его присутствием.

- Я построю здесь часовню, - вдруг говорит она, но все равно, как будто не она, как будто все еще не она. – Мы. Мы построим здесь часовню, Кифа, над этим кустом. А потом вернемся в Рим.
В Рим, где их место.
Что-то будет потом – конечно, будет, время никогда не останавливается, как и Его замыслы. Но Марии не нужно их знать, чтобы верить. Теперь ей не нужны костыли, чтобы ходить. Господь исцелил ее.
Она кладет руки Петра на свою шею, улыбается ему, исполненная любви не земной, но небесной.
- Благословляю тебя, брат мой. Благослови и ты меня. Мы не надолго расстаемся.
Прежде чем уйти, она хочет забрать с собой малую часть чуда, ветку того куста, который удостоился Огня Небесного, но, стоит ей дотронуться до него, куст покрывается цветами. Бело-розовыми цветами, источающими сладкий запах лета.
И это ее чудо – понимает Мария.
Это сделала она.
Она не может ходить по воде, не может исцелять слепых, не может заставить скалу сдвинуться и море расступиться. Но от ее прикосновения расцвел колючий куст, и его цветы пахнут розами галилейскими.
Никогда еще не была так счастлива.
И уже не будет.
[nick]Мари-Мадлен Донне[/nick][status]Мария Магдалина[/status][icon]https://c.radikal.ru/c01/2012/2b/206623d29f5a.jpg[/icon]

0

17

Петр раздевается следом, складывает промокший свитер прямо на камни, майку, джинсы. Остается беззащитным, обнаженным, как в день своего появления на свет - полностью открытым Ему, не имущим ни стыда, ни сомнения. И нагота Марии сейчас его не волнует - явленное им чудо окутывает их обоих будто плотным плащом, уничтожая то телесное, чему нет места на этом берегу, рядом с кустом, говорившим с ними обоими от Его имени.
Сейчас Петр не спорит - да, они построят здесь часовню. Она вернется и они сделают это - вместе, даже если потребуется работать лишь вдвоем, хотя едва ли его община оставит его в этом начинании.
Здесь будет часовня - и этот берег больше не будет оставлен Господом, как не оставлены они - он и Мария.
Они построят часовню на месте явленного им чуда - а затем вернутся в Рим, потому что она права: пришло время. Пришло время для его возвращения - и ее приезд такой же знак, Его знак.
Она явилась, чтобы донести до него эту мысль - ему пора вернуться.

Закат собирается на горизонте, затуманенный дождем - но здесь, в бухте, вокруг зацветшего несмотря на осень кустарника, дождя нет. Петр вдыхает сладкий аромат крупных соцветий, таких невозможных на колючих ветвях жалкого кустарника, пробившегося между камнями, берет Марию за руку - и вот так, рука об руку, они вступают в воду, которая сейчас не кажется ледяной.
Петр несколько раз оступается на скользком каменистом дне, морщится, когда соленая вода попадает на ссаженую кожу на спине - Мария идет следом, бесстрашно, с легкой улыбкой на лице. В ней нет больше сомнения - нет места сомнениям, нет места страху: вера переполняет их обоих, вера и благоговение, но все же Петру кажется, что есть что-то еще.
Что-то, что соединило их двоих здесь, на этом берегу - может быть, это чудо.

Когда вода достигает ее груди, он останавливается, разворачивается, обнимает ее - это не те прикосновения, которых он старается не допускать между ними, если уж на то пошло, сейчас они и правда как брат и сестра, как дети, впервые познавшие, Кто есть над ними.
Впервые узнавшие ласковую тяжесть Его милости.
- Я благословляю тебя, - это не искупление, уже нет. Она получила свое наказание - исповедовалась и покаялась, а он забрал ее грехи и искупил их прошлой ночью, и сейчас она может уйти легко, без страха и без боли, ибо не наказание это, а благословение, и милостью будет. 
Вода принимает все - и Петр накрывает широкой ладонью нос и рот Марии, не давая ей вздохнуть, плотно прижимает, чувствуя жар ее щек и губ кожей.
- Благодарим Тебя, недостойные рабы Твои, Господи, за великие благодеяния на нас, славим Тебя и благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и с любовью возносим Тебе недостойные наши речи: Творец наш Всещедрый, слава Тебе, и сподобь меня, Господи, дать жене этой исцеление, о котором она смиренно молила, направь мои руки, Господи, направь меня, как направляешь Ты меня от века на сокрушение врагов Твоих и восхваление Тебя ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мария смотрит на него, широко распахнув глаза - и когда ее ресницы вздрагивают согласно, а последний выдох опаляет ему ладонь, будто она тоже присоединяет свой голос к его молитве, Петр опускает ее спиной вперед под воду, поддерживая, как ребенка, бережно, как редко ее касался - может, и вовсе никогда. Вода, которая казалась темной, будто прикрытой нефтяной коркой, сейчас прозрачна как горный родник - под ее поверхностью лицо Марии приобретает какую-то иную, нечеловеческую красоту.
Петр всматривается в ее лицо, глаз отвести не может, пока она отдает соленой воде последние секунды - и в этот момент ее тело становится легким, будто она вот-вот вознесется, не оставив ему даже пустой телесной оболочки, или превратится в морскую пену, как языческая Афродита.
Но ничего этого не происходит - ничего, и когда он понимает, что ждать больше нечего, то остается только это: крошечная безлюдная бухта, закат, подкрашивающий воду розовым, он сам, замерзший и продрогший, и тело мертвой женщины на его руках.
С куста медленно опадают бело-розовые лепестки.
Чудеса - они как слишком крепкий алкоголь, это Петру давно известно.
И после них у него такое же мучительное похмелье.

0


Вы здесь » Librarium » Новейший завет » Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. μετάνοια


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно