Librarium

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Librarium » Собор Парижской Богоматери » 3. Благотворитель


3. Благотворитель

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

[nick]Эсме[/nick][status]лучший товар[/status][icon]http://d.radikal.ru/d13/1904/c5/2ba27f79997f.jpg[/icon]

0

2

От Сены несет холодом, болотным, застойным запахом. Из-под моста – нечистотами. Под мост Эсме не сунулась, обошла стороной. Если ее будут искать, то заглянут туда в первую очередь. Под мосты, в темные переулки, за мусорные баки. А искать ее будут, в этом она уверена. Она украла товар и деньги Шарифа, она убила человека... еще на ней браслет и платок этой Флер. Словом, Эсме попала так, как никогда в жизни не попадала.
Ей некуда идти. У нее нет с собой документов и первый попавшийся коп может до нее докопаться – и докопается. Еще у нее отходняк и Эсме садится на скамейку возле какой-то церкви, сутулится, зажимает ладони между коленей. Хочется есть. И пить. И спать – особенно сильно хочется спать. Даже эта каменная скамейка кажется ей подходящей для того, чтобы лечь и уснуть. Но нельзя. Нельзя. Надо подумать, как быть дальше.
Думать получается плохо, голова будто ватой набита. Ничего, она посидит немного и пойдет дальше, может быть, набредет на какую-нибудь кофейню и сможет купить себе кофе и какой-нибудь еды...

Кажется, она все же засыпает – как это бывает от сильной усталости, глубоко, но всего на пару секунд. Из сна ее вырывает вибрация телефона в кармане.
Шариф.
Несколько секунд Эсме испуганно смотрит на экран. Потом начинает сбрасывает звонок, отковыривает заднюю панель, вытаскивает симку, вытаскивает аккумулятор, выбрасывает все это, вместе со старым кнопочным телефоном в мусорку.
Она не будет с ним разговаривать. Не будет. Мать и младших он не тронет, Эсме хочет верить, что не тронет, во всяком случае, не сразу. Сначала он будет ее искать, а может, понадеется, что она одумается и вернется сама.

Эсме поплотнее закутывается в куртку, смотрит на то, как небо начинает светлеть – вот и ночь прошла. Если бы можно было отмотать все назад.
Если бы она тогда не села в тачку к этому мудаку и его подружке.
Она не хотела его убивать, но кто ей сейчас поверит.
Девушка сует пальцы в карман куртки, замирает, потом медленно вытаскивает из него сверток купюр.
Она дура.
Какая она дура.
Вот они – пропавшие пять сотен Шарифа. Она просто переложила их в другой карман и забыла, а дурь, которой ее заставил вмазаться дружок блондиночки, заморочила мозги.
Эсме сгибается в три погибели, закрывает лицо руками. Плечи вздрагивают.
Деньги на месте.
Но тот мужик мертв, она убила его, и товар Шарифа у нее. Даже если она сейчас явится к нему и все отдаст, это ничего не изменит.

Очень страшное это чувство, что ничего нельзя изменить – понимает Эсме, вытирая лицо шелковым платком блондинки. От него все еще пахнет духами.
Она бы сейчас все отдала, чтобы этой ночи не было в ее жизни. Чтобы закрыть глаза, а открыть их в их тесной, ободранной квартире, услышать голоса младших, окрики матери. Чтобы пахло пригоревшим рагу из фасоли и дешевым кофе.
Она зажмуривает глаза, крепко-крепко, надеясь на чудо так же сильно, как в детстве, которое было очень коротким, слишком коротким... Но ей больше не на что надеяться.
[nick]Эсме[/nick][status]в бегах[/status][icon]http://d.radikal.ru/d13/1904/c5/2ba27f79997f.jpg[/icon]

0

3

[icon]http://s8.uploads.ru/dq2L9.jpg[/icon][status]покайся[/status][nick]Клод Фролло[/nick]
Каждый день на рассвете на протяжении последних двадцати лет он сам открывает ворота, ведущие к церкви Сент-Эсташ. Конечно, у него полно служек, чтобы делать это, но пусть мальчишки поспят подольше - до службы еще немало, к тому же ему нравится эта тишина вокруг церкви ранним утром, и он наслаждается этим новым днем, посланным Парижу Господом.
Дом отца Клода в глубине сада, за широкими кустами сирени, теряется в тени церкви Святого Сердца, и к дому ведет другая дорожка, другая калитка, которая никогда не заперта: отец Клод предоставляет утешение всем, кто к нему приходит, в отличие от того, кто смотрит на входящих в церковь с распятия над алтарем.
Не все из входящих в заднюю калитку католики, не все - веруют, но Клод никого не осуждает, никого не порицает. Если уж на то пошло, думает он частенько, засыпая, он воплощает именно те качества священнослужителя, которые Иисус хотел бы видеть в своих слугах.
Его терпение безгранично - как и понимание. Что до награды... Ну, добрые дела должны вознаграждаться - и разве не на другие добрые дела он пускает свое вознаграждение?

С реки дует пронзительный сырой ветер. Клод плотнее запахивает на себе старое пальто, натягивает повыше шерстяные перчатки с обрезанными пальцами, любовно поправляет розовый куст, набухший бутонами, грозящий прорвать тонкую подвязывающую его ленту. Металлический изящный ключ, оставляющий на коже Клода привкус меди, со скрежетом проворачивается в замочной скважине церковной калитки, она медленно и со скрипом отворяется - нужно будет смазать петли, думает Клод, по более чем двадцатилетней привычке составляя в уме планы на день. У него хватает дел: его приход небольшой, но он активно занимается благотворительностью, известен в городе, кардинал парижской архиепархии Андре Вен-Труа благосклонно отзывается об отце Клоде, один из пятерых вспомогательных епископов дружит с Клодом с семинарии и частенько заходит через ту калитку, что скрыта в глубине сада и ведет в малый переулок, а не на набережную. Клод не сетует на то, что имеет, и не позволяет греху гордыни поднять голову, хотя, видит Господь, ему есть, чем гордиться.
Ему нравится его образ жизни таким, как сейчас - нравится Сент-Эсташ, построенная в середине шестнадцатого века по образцу кафедрального собора Парижа, нравится это сочетание готики и ренессансного объема, из-за чего Сент-Эсташ так часто открывает свои двери для ценителей органной музыки и нежного хора юных католиков. Нравится роскошный, пусть и небольшой сад за церковью. Он сам возделывает его, как и сказано в Писании - и это его деяние на радость другим.

Бездомные квартала знают, что на рассвете могут получить миску горячего супа, заглянув в заднюю калитку, но у Клода есть свои ритуалы: до рассвета он подравнивает розы, и только с рассветом открывает церковь, если не проводились всенощные.
Вот и сейчас он, сняв висячий замок с ворот и придерживая секатор подмышкой, отправляется по скрытой от посторонних глаз тропинке напрямик к другой калитке.
Сегодня поутру не так много людей ждет его супа: мамаша Дюпонд, полусумасшедшая старуха, прости, Господи, ему это высказывание, терпеливо переминающаяся с ноги на ногу рядом со своими мусорными пакетами, набитыми ее имуществом, да Поль Одилль, ветеран ливийско-чадского конфликта, потерявший ногу, подорвавшись на мине, будучи обдолбанным всем, что смог найти в расположении своей части, а потому любезно скинутый Союзом ветераном со счетов получателей пенсий...
- Эй, папаша! - кричит ему Поль, который лишь на пару лет младше Клода, и бодро ковыляет навстречу на своем костыле. - Я задрог как собака! Может, прибавишь стаканчик винца к супу, а?
Мадам Дюпонд беззубо улыбается, кивает из-под засаленной шляпы.
В этих людях есть понятия о такте - они ждут приглашения в пристройку, выделенную Клодом для этих целей, и Клод машет им приветливо и дружелюбно.
- Проходите, проходите.
Он оставляет секатор на кухне своего дома, снимает старую соломенную шляпу, защищающую его от росы с ветвей сирени, моет руки и выносит большую кастрюлю, томящуюся на огне, в пристройку.
Мамаша Дюпонд уже стоит у стола, держа в руках миску, и Клод наливает и ей, и Полю по половнику густой похлебки с колбасой.

Позже, когда они оба заканчивают - он знает, что другие его опекаемые редко встают так рано - Клод выходит за ними, провожая: старая кошелка волочет свой мешок куда-то вдоль набережной, Поль, куда более целеустремленно, направляется в сторону открывающему свою лавочку мсье Кабошу - тот наверняка угостит его стаканчиком вина и с этого стакана начнется запой Поля, через пару недель приводящий его в бесплатную лечебницу при Сен-Сюльписе.
Клод никак этому не препятствует - он очень, очень терпелив к грехам и слабостям других.
Его внимание привлекает девушка, совсем молодая, годящаяся ему в дочери, если не во внучки, дрожащая на одной из скамеек вдоль церковной ограды.
Отец Клод неторопливо подходит, садится рядом.
Над рекой стелется туман, съедая другой берег, вода в лучах поднимающегося солнца кажется жидким стеклом.
- В такое прекрасное утро я думаю - разве не должны мы быть благодарны Творцу за эту красоту, которую можем созерцать? - негромко говорит Клод. - Разве рассвет не есть зримое выражение надежды, которая живет в каждом сердце?
Заплаканная девушка в дешевой одежде на скамейке рано утром - сколько раз он видел подобную картину.
- Меня зовут Клод Фролло. Отец Клод. Я настоятель этого прихода. Если вам нужно где-то обогреться или укрыться на время, прошу, зайдите - церковь открыта круглосуточно, а у меня стоит на плите горячая мясная похлебка и свежезаваренный чай. По утрам милостью Господа я люблю выпить чашку чая, но с трудом смиряю себя с одиночеством, в чем постоянно каюсь. Составьте мне компанию, мадмуазель, в доме Божьем рады всем и все получают тепло и доброе слово.

0

4

Голос рядом – очень спокойный, очень... неземной заставляет Эсме усомниться в том, что действие дури закончилось. Похоже, она все еще под приходом. И когда девушка открывает глаза – она так и сидела, зажмурившись, пытаясь удержать хотя бы слезы, если уж ей не удержать наступление нового дня, который ничего ей не принесет, ничего кроме новых проблем – ощущение нереальности происходящего не пропадает.
Рядом с ней сидит священник Эсме видела таких, издалека, они иногда появлялись в трущобах, приносили вещи на раздачу, еду, всякие яркие бумажки с ангелами и расписанием богослужений. Еду и одежду в трущобах брали охотно, бумажки выбрасывали. В бога там никто не верил, потому что бог – все боги – давно уже забыли про них. Тяжелая жизнь и тяжелая смерть тут обыденность, а что будет там – какая разница?
Но священник сидел рядом, спокойно сложив руки на коленях поверх черной сутаны, и говорит... и не собирается исчезать, а значит это не глюк. Наверное не глюк. Если уж так, то ей бы скорее явился тот мужик, которого она грохнула.
А этот предлагает ей горячую похлебку и чай.

Горячая похлебка и чай кажутся ей сейчас чем-то вроде чуда, о котором она искренне и неумело просила.
Та часть Эсме, что не верит в чудеса, не верит в добрых людей, не верит в то, что хоть что-то в этом гребанном мире может достаться просто так, даром, предупреждает ее, напоминает о том, что нельзя никому доверять. Надо быть настороже. Надо встать и уйти от этого человека, говорящего странные вещи – она не уверена что хоть половину из них поняла.
Но она устала.
Очень устала за эту бесконечную ночь и очень голодна. И у священника такой спокойный голос, этот голос хочется слушать, хочется, чтобы этот голос говорил тебе, что все будет хорошо... это как закутаться с головой в одеяло и спрятаться от всего. Он еще не старик, этот священник, но и не молод, и лицо у него такое, что легко запомнить, резкие черты, узкие губы, внимательный взгляд, как будто он смотрит на что-то, что только ему видно...
Она только выпьет чаю  - решает Эсме. Одну чашку. Может быть, он даже будет сладким. Горячим и сладким. Тогда у нее будут силы идти дальше.
Куда? На этот вопрос она пока не может ответить. Каждый раз, когда Эсме думает о том, куда ей идти, где спрятаться, она будто лбом в стену упирается. Хоть ты разбейся об нее, а ответа не получишь.
- Меня зовут Эсме.
Слова даются с трудом, она будто забыла, как это – говорить, а не кричать. Не кричать, не сыпать ругательствами.
- Я... я бы попросила у вас чашку чая, отец Клод. Если можно.

Когда они проходят через калитку, Эсме старается не очень откровенно глазеть по сторонам, но получается плохо. Тут тихо. Чисто. Она видит часть сада. Вокруг гипсовой статуи, сложившей на груди узкие ладони, улыбающейся кротко и ласково, насажены кусты роз. Маленькая скамейка под деревом, толстым, старым, таким же старым, наверное, как эта церковь. Никогда Эсме не была в подобных местах, никогда не видела ничего подобного... А еще тут было тихо. И спокойно. То спокойствие, которое она чувствовала в словах отца Клода тут разливалось невидимыми волнами, окутывало ее с ног до головы, и Эсме снова чуть не расплакалась, но уже не от страха, а от облегчения и, наверное, благодарности, что где-то есть такие места и ей позволено тут быть.
Мощеная дорожка с зеленым мхом между камнями вела к пристройке, огибала небольшую лужайку с травой такой зеленой и чистой, что она казалась ненастоящей и Эсме захотелось ее потрогать – на травинках еще блестела роса.
- Вы здесь живете?
В голосе девушки было изумление и что-то похожее на благоговейный ужас. Жить в таком красивом месте... неужели такое возможно?
[nick]Эсме[/nick][status]лучший товар[/status][icon]http://d.radikal.ru/d13/1904/c5/2ba27f79997f.jpg[/icon]

0

5

[nick]Клод Фролло[/nick][status]покайся[/status][icon]http://s8.uploads.ru/dq2L9.jpg[/icon]
Заблудшие дети попадают в Ад - так уж устроен этот мир, и не Клоду менять то, что установлено Всевышним.
Он хочет помочь всем, но знает: всем не помочь, и ему нужно усмирить гордыню и принять это. Всем не помочь.
Не помочь мадам Дюпонд, не помочь Полю Одиллю, другим, тем, кто еще придет в течении дня - приковыляет, притащится...
Не всем и не всегда. Спасение получают не все. Будет ли эта девушка спасена или нет - он еще не знает: такие вещи открываются ему много позже, после бессонной ночи, проведенной в молитве перед распятием. Клод знает, что это его удел - получать откровение, и благодарно принимает все, что Господь ему ниспосылает.
И радуется, когда может научить этому и других - принимать ниспосланное.
Многие ропщут, сопротивляются, богохульствуют - это пустое, это происки слабого духа или врага рода человеческого: Клод умеет донести истину, и в этом тоже его дар.
Еще в семинарии ему говорили, что он умеет подарить человеку тихую радость или даже покой - один его голос может подарить надежду, говорил ему монсеньор Кловэ, и ласково жал руку... Монсеньор Кловэ, от которого пахло фиалковыми пастилками, давно мертв, и Клод не разрешает себе вспоминать слишком многое: его миссия в другом и он не может позволить себе отвлекаться.

- Да, мадемуазель, здесь. Не в самой церкви, конечно - это дом Божий, и хотя Бог рад всем своим детям в своем доме, боюсь, у меня нет достаточно нарядного чайного сервиза, чтобы мы могли выпить чаю у алтаря, - Клод мягко улыбается, давая понять, что шутит.
Девушка не из числа его прихожанок - среди них прискорбно мало молодежи, квартал давно и плотно застроен под коммерческие цели, еще бы, центр города, близость Центрального рынка, так что он знает свой приход практически поименно и ревностно следит за каждым юным сердцем, обратившимся к Богу, а потому уверен: это лицо он ранее не видел в Сент-Эсташе.
К тому же, девушка явно не принадлежит к числу коренных парижан, разве что во первом поколении - но Клод сомневается и в этом. Он следит за тем, что происходит вне церковных стен, за оградой, а потому не может игнорировать ни стремительно разрастающихся национальных кварталов, ни появления мечетей... Он смиренно принимает и это - и не обрушивается с амвона с порицанием, ибо Иисус проповедовал терпимость и любовь к ближнему, и охотно прощал грешников... Клод тоже прощает - и поэтому не напускается на девушку с порога с расспросами о том, к какой вере она себя относит.
- Вот мой дом, - говорит он, когда они, обогнув величественный неф Сент-Эсташа сбоку, как мыши, крадущиеся по буфету, оказываются с той стороны церкви, которая обращена к задкам магазинов, открытых вдоль Центрального рынка. Там-то хоронится дом настоятеля - не такой роскошный, каким мог бы быть, учитывая положение отца Клода и значение Церкви Святого Евстафия для Парижа, но, как скромно замечает Клод, даже больше, чем он нуждается.
- Эта калитка, через которую мы вошли, никогда не закрывается - и здесь любой всегда может получить помощь и чашку чая, - Клод указывает на дверной колокольчик, приделанный к дверям, относящийся явно к прошлому веку, но любовно отреставрированный его собственными руками. - Я чутко сплю и всегда рад компании.

Суп на переносной плитке, вытащенной в пристройку, еще долго не остынет. Клод считает, что может позволить себе небольшой перерыв - он встал задолго до рассвета, а следующие его призираемые появятся не раньше десяти. Он открывает перед Эсме дверь своего дома - в отличие от мадам Дюпонд и Поля Одилля, ее он приглашает в дом.
- Чашка чая и, может быть, тост? Подсушенный хлеб - это то, что даже я не сумею испортить, а еще капелька джема и немного масла... Господь простит нас за эти невинные слабости.
Он снова улыбается, ставит чайник на плиту, вынимает из изящной хлебницы круассаны и домашний багет - еще свежие.
- Мадам Мертье приходит убирать ко мне раз в два дня, в основном, по вечерам, после другой работы... Бедная женщина давно подыскивает себе помощницу, у нее больные колени и спина - но все равно находит время порадовать меня свежим хлебом, - Клод кидает на Эсме внимательный взгляд, продолжая выставлять на стол масленку, несколько симпатичных голубых пиал с вареньями, ставит заварочный чайник и молочник, а еще сахарницу, серебряные ложечки, фарфоровые тонкостенные чашки, которыми так восхищается мадам Мертье.
Иногда он помогает и тем, что подыскивает нуждающимся работу. Иногда - жилье. Иным достаточно лишь разговора. В чем нуждается эта девушка - пока для него загадка.
- Если хотите умыться - следующая дверь по коридору. - Предупредительно говорит он.

- Я не помню вас среди своих прихожан, - также мягко начинает Клод, когда чайник закипает. - Если хотите, я проведу для вас экскурсию - церковь открыта для посещений во время, когда не проводится служба. Поверьте, она того стоит - она поистине уникальна в своем роде, - с искренней любовью замечает Клод.

0

6

На стул брошена подушечка из голубой ткани в мелкий цветочек, в тон скатерти. Эсме сидит очень прямо, чувствуя себя до крайности неловко среди этой мебели, простой, но красивой. На полке, в ряд, керамические горшочки. На окне цветы. Занавеска собрана мягкими складками, подхвачена широкой лентой.
Эсме не знает, куда деть руки, поэтому складывает их на коленях.
Похлебка вкусно пахнет, одуряющее-вкусно и девушка старается не смотреть в сторону кастрюли – она не попрошайка! Но, может быть, священник согласится взять деньги за еду? Или у них так не принято? Эсме с трудом представляет себе, что где-то может быть не принято брать деньги, за что угодно, но этот отец Клод производит на нее странное впечатление. Она словно видит человека из другого мира, он как дверь – думает Эсме, стараясь сидеть на самом краешке стула и держать прямо спину – как дверь, сквозь которую видно что-то... что-то необычное. А еще в его присутствии очень трудно молчать, особенно когда отец Клод задает вопрос этим своим мягким голосом. Но все же про деньги за еду она молчит, пусть лучше думает что она попрошайка, чем сочтет ее воровкой и вызовет копов.

- Я не отсюда... не здесь живу... жила.
Под каким номером ее квартал числится на карте Парижа, Эсме не знает. Рядом «алжирский район», на границе с которым то и дело вспыхивают драки. Еще рядом проносятся скоростные поезда, но никогда не останавливаются. Она туда не вернется – с тоскливой обреченностью думает Эсме. Нельзя ей туда возвращаться.
Священник заваривает чай, движения у него неторопливые и плавные, ни одного лишнего жеста, никакой суеты и Эсме как-то невольно расслабляется и поспешно обхватывает ладонями чашку, предвкушая первый глоток, застенчиво поглядывая на сахарницу. Сладкого хочется ужасно, наверное, из-за дури, которую пришлось принять.
Эсме обещает себе, что больше она никогда...
Священник рассказывает ей о церкви и даже предлагает ее посмотреть – это тоже удивляет Эсме. Тут очень многое удивляет Эсме. Но ее подозрительность, ее тревожность постепенно утихают, убаюканные этим голосом, жестами, улыбкой – доброй, но чувствуется, что эта доброта не только для Эсме. Эта доброта для всех.

- А вам можно водить в церковь чужих? Ну то есть я же не... – девушка морщится, пытаясь подобрать слова. – Я же не из ваших.
Ее родители были выходцами из Сирии. Родилась Эсмехан еще там, а вот братья и сестры появились уже здесь, в Париже. А потом отец умер. Погиб на стройке, на него упал бетонный блок. Работал он нелегально, поэтому матери не положена была пенсия, но наниматель оказался добрым человеком, подкинул ей кое-каких денег, чтобы т а продержалась первое время. Кому молились ее родители у себя на родине – Эсме не знала. Но тут, в Париже, они никому не молились. Даже не говорили об этом.
- Я бы посмотрела. Мне интересно, правда. И, отец Клод... – она все же не удержалась от взгляда на кастрюлю с похлебкой. – Если вам нужно сделать что-то... помочь... я могу. Я все умею, что нужно по дому.
Еще бы не уметь, с шестью младшими, которых надо было кормить и обстирывать пока они росли.
Работа за еду – это хорошо. Это правильно. По-честному.
[nick]Эсме[/nick][status]лучший товар[/status][icon]http://d.radikal.ru/d13/1904/c5/2ba27f79997f.jpg[/icon]

0

7

[nick]Клод Фролло[/nick][status]покайся[/status][icon]http://s8.uploads.ru/dq2L9.jpg[/icon]
Клод понимающе кивает, ловит ее взгляд, двигает ближе сахарницу, и сам, подавая пример, сыпет себе в чашку две ложки - он не любит сладкий чай, но девушка кажется очень робкой, хотя язык знает хорошо, и нет акцента, едва ли вчерашняя беженка.
- Не из наших? - он тихо смеется, берет круассан, разрезает его пополам, щедро намазывает сливочным маслом, кладет толсто варенье из инжира - о да, он склонен к греху чревоугодия и искренне раскаивается в этом. - Но разве есть наши и не наши? Разве для Создателя не все мы - его дети?
Он кладет круассан на тарелочку и двигает ее к девушке, растроганный ее немудрящей просьбой - она трудолюбива, эта девочка. Может быть, сирота?
Клод не одобряет то, как работает служба опеки - то, с какой неумолимой жестокостью обитатели парижских интернатов выкидываются на улицу по достижению совершеннолетия с нелепым и чаще всего не таким уж впечатляющим аттестатом, низкооплачиваемой профессией и отсутствием даже малейшего представления о том, что делать дальше, после того, как всевидящее око государства перестало о них заботиться.
Как правило, эти дети попадали в дурные компании в первый же год - а затем оказывались на улице, по уши в проблемах, больные, подсаженные на иглу, уже давшие жизнь собственному нежеланному ребенку, без денег и без надежды.
Эта девушка казалась ему одной из таких заблудших - и Клод задавался вопросом, что, какую уже известную ему истоию расскажет она, если хочет говорить? Проституция? Торговля наркотиками? Собственная зависимость? Или бросил дружок - и вот откуда эти слезы на скамейке?
Ему в самом деле хотелось бы, чтобы дело было в последнем - чтобы это потерянное состояние Эсме объяснялось лишь первой неурядицей в любовной жизни, чтобы, за исключением бойфренда-засранца у нее все было хорошо, но он был готов и к другому: к тому, что она пополнит список той его паствы, что не приходит на службе и нуждается в куске хлеба больше, чем в спасительной проповеди.
- Завтракайте, а позже, если вы никуда не торопитесь, я покажу вам церковь. Она включена в обзорную экскурсию по Парижу, правда, совсем коротко, только внешнй осмотр со стороны ворот, и мне было бы очень приятно показать вам ее изнутри. Хотите паштета к тосту? У меня осталось слишком много для меня одного, а мадам Мертье не успокоится, пока не закормит меня до смерти...
Он заварил чай с мелиссой, специально, видя состояние девушки - то, как она нервно поправляла волосы, как посмотрела на него в первый раз там, на лавке у ограды. У нее явно была тяжелая ночь - и мелисса помогала справиться с этим не хуже, чем покой, которым была наполнена поутру Сент-Эсташ.

- Эта цековь построена в тысяча пятьсот тридцать втором году, - Клод легко толкнул неприметную дверь, ведущую в церковь - здесь петли были смазаны как следует, несмотря на кажущуюся массивность, она распахнулась легко, пропуская их обоих через одну из боковых капелл внутрь.
Сквозь витражные стекла солнце освещало величественный зал, и в этом золотистом теплом сиянии будто плыли скамьи из красного дерева, алтарь, украшенный расшитым покровом, орган вдали, за хорами, и сладковатый, дурманящий аромат ладана, будто навечно впитавшийся в дерево и камень, окутал обоих вошедших.
- Раньше на этом месте находилась часовня Святой Агнессы - но ее снесли для постройки этой церкви, правда, сама стройка заняла более тридцати лет, и за это время архитектор обнаружил, что ренессанс сменил готику, и ему пришлось быстро менять уже готовые планы постройки, - рассказывает Клод, проходя к алтарю, поправляя пока пустующие вазы - мадам Мертье опустошила их ночью, чтобы утром он мог поставить свежие цветы, налила воды, чтобы та отстоялась и розы не погибли из-за неправильной температуры... Клод подозревал, что его пожилая домоправительница сбывает цветы после того, как они пару дней простояли в церкви, а потому так часто опустошает вазы, но никогда не заговаривал об этом: мадам Мертье не трогала его сад, и этого уже было достаточно.
Его голос прекрасно слышен - акустика здесь потрясающая, и церковь Сент-Эсташ довольно часто открывает свои двери ценителям органной музыки.
- Одно время Церковь Святого Евстафия считалась придворной  - крайне удачное расположение обеспечило ее этой привилегией, но постепенно город менялся: вокруг не так уж много жилых кварталов, а королевских особ и того меньше... Простите, я не наскучил вам своей болтовней? В семинарии я изучал историю пирижских церквей и соборов с особым рвением, боюсь, это отразилось и на моем желании обрушить на бедного посетителя, не умеющего отказать мне в этой слабости, тонны исторических справок...
Он снова смеется - мягко, извиняясь, и этот смех плывет вверх, к самим небесам, в капеллы, вдоль высоких готичеких окон прямо к объъемному, воздушному потолку в стиле возрождения.
- Это ничего, если вы не католичка, Эсме - Бог любит вас такой, какая вы есть
Бог любит всех своих чад - и всем уготовил спасение, так или иначе.
Одной из тайных слабостей Клода является гордость за то, что Господь избрал его одним из своих орудий - и дал эту церковь, этот сан, умение глядеть в чужих сердцах.
- Я очень благодарен вам за ваше предложение, Эсме. Мне совсем не помешала бы помощь - видите ли, я сам выращиваю цветы для этих ваз и вдвоем мы управимся намного быстрее... Может быть, вы хотите кому-то позвонить? Сказать, где вы, дать знать, что вы в порядке? В моем доме есть телефон - я должен был предложить вам воспользоваться им раньше...

0

8

«Завтракайте», - говорит он.
Эсме колеблется несколько секунд, но голод сильнее. Даже не так, не голод, а почти физическое ощущение благой силы, исходящей от отца Клода заставляет ее отбросить в сторону сдержанность и приняться за еду.
Сладкий чай с одуряющим запахом – лучшее, что она пила, даже лучше колы, и, немного поколебавшись, Эсме просит вторую чашку. Смотрит на священника насторожено, готовая в любую секунду спрятаться за завесой курчавых волос, спрятаться за стену из нахальства и безрассудной храбрости, которую носит с собой всегда, и уже не понять, служит она убежищем или тюрьмой.
Но отец Клод ни взглядом, ни словом не дает ей понять, будто осуждает ее, или презирает. Нет. Он говорит с ней так, будто она его гостья, желанная гостья. Будто он только и ждал ее прихода, чтобы сказать эти странные слова, что для Создателя мы все – его дети. И Эсме пьет вторую чашку вкусного чая, и даже осмелилась взять круасан с маслом и вареньем, как же вкусно, как вкусно! Девушка прикрывает глаза от удовольствия.
Как вкусно.

А потом они идут осматривать церковь, и Эсме, для которой пустой звук вся история Франции от Рима до наших дней все рано впечатлена, потому что изнутри она выглядит еще более величественно чем снаружи. Тут просторно, тихо, прохладно, пахнет цветами и еще чем-то, успокаивающим, уютным. Может быть, это запах бога? Раз уже это его дом, как сказал отец Клод. Она робко делает шаг вперед, под золотистый свет витражей, встает, раскинув руки, зажмурив глаза… Солнечный свет льется и льется, на ее лицо, на волосы. Льется и льется, теплый, как ласковое прикосновение.

Бог любит вас такой, как вы есть – говорит отец Клод, и Эсме, вздрогнув, открывает глаза, испуганно делает шаг в сторону, будто ласковый золотистый поток может в любую секунду обернуться огнем небесным, который ее спалит до тла…
- Вы правда так думаете? – тихо спрашивает она. – Правда любит? Даже если я сделала что-то плохое? Очень плохое?
Она готова к тому, что священник, подумав, скажет ей нет. Нет, бог любит только хороших девочек, которые не торгуют наркотой в подворотнях, не садятся в машину к незнакомым мудакам, не едут в клуб, чтобы заработать халявные две сотни. И хорошие девочки не убивают мудаков, какими бы мудаками они ни были. И не убегают, захватив весь товар.
Бог любит других – к такому ответу она готова.
Хорошо, что отец Клод не знает, как много плохого она сделала за одну эту ночь…
- Мне не надо звонить… некому, - неловко говорит она, опуская глаза, рассматривая камни под ногами, сложенные в трехцветный узор. Светло-серый камень, темно-серый камень, черный камень. И так до бесконечности. Светло-серый, темно-серый, черный…
- Я буду помогать вам, отец Клод. Буду очень стараться, обещаю… только…
Эсме закусывает нижнюю губу, пытаясь не заплакать, но слишком уж много на нее свалилось, на эту девочку из гетто, и ресницы становятся мокрыми, а потом и щеки.
- Только позвольте мне ненадолго остаться… пожалуйста. Я совсем мало ем и я не воровка! Не воровка и не наркоманка! Клянусь здоровьем матери. Я… я в беду попала. Ноя  не хотела ничего дурного. Не хотела.

Гипсовые статуи смотрят на нее с ласковым сочувствием. Или ей так кажется. Может быть, ей просто хочется, чтобы ей посочувствовали, чтобы ее не упрекали, чтобы ее пожалели… хоть раз в жизни. Это слабость, конечно это слабость, но пока ты не познаешь до конца свою слабость, где взять силы?
[nick]Эсме[/nick][status]лучший товар[/status][icon]http://d.radikal.ru/d13/1904/c5/2ba27f79997f.jpg[/icon]

0

9

[nick]Клод Фролло[/nick][status]покайся[/status][icon]http://s8.uploads.ru/dq2L9.jpg[/icon]
Клод смотрит внимательно.
Некому звонить? Бедное дитя.
Вот тот знак, которого он ждал с того самого момента, как увидел ее на скамейке, замершую, запутавшуюся, явно не знающую, куда податься
Ей некому звонить, некуда идти - и она не наркоманка, слава Господу.
Конечно, Клод не исключает, что она может солгать - разве не принес Дьявол ложь в этот мир? - но, глядя на Эсме, думает, что она не лжет.
Это не интуиция - он называет это чувство божественным откровением, в конце концов, кто, если не господь, направляет его руку и привел эту девочку сюда?
Ей здесь самое место - она будто ангел, оказавшийся в церкви.
Клод проводит рукой по прикрытым векам, но, даже закрыв глаза, он вновь видит эту картину - Эсме, раскинувшая руки, в потоке солнечного света сквозь стрельчатые высокие окна. Ее лицо сияет неземной благодатью, кудрявые волосы откинуты на спину, губы полуоткрыты... Так, должно быть, выглядела Пресвятая дева - темноволосая, темноглазая Мария, мать Спасителя.

Священник чуть болезненно улыбается.
- Присядем, Эсме. У нас есть достаточно времени, чтобы поговорить, а розы подождут.
Он ведет ее за руку к деревяннной скамье под статуей Святой Агнессы, расписанной нежными красками. Святая Агнесса смотрит добро, любовно - и Клод черпает в ее доброте.
На отполированной скамье лежат вышитые подушечки для коленопреклонений. Клод сдвигает их в сторону, садится, все еще держа Эсме за руку.
Она так несчастна - так боится, что Господь лишит ее своей любви, что Клоду хочется уверить ее, что этого не произойдет - никогда не произойдет.
Что она ангел, и что бы она не сделала - это не ее вина, не ее грех, а грех этого города, тех людей, что отвернулись от Господа, этой чумы, что захватила не только Париж, но, кажется, весь мир.
И даже если ее грех огромен - неужели она не получит прощения? Неужели не может быть спасена?
Она, так похожая на Деву Марию со старых репродукций христианской живописи.
Она, так похожая на давно потерянную им Катерину.

- Клод!.. Клод, прошу, разреши мне остаться! - молила Катерина сквозь слезы, обеими руками вцепившись в его кисть, но он, тогда так ужасно ошибающийся, отвернулся от нее, вырывая рукав - так убежденный в своей правоте, в том, что ему открыт замысел Господень.
Она ушла - ушла, чтобы не вернуться, и только много позже он понял, что эту незаживающую рану в своем сердце он нанес сам себе, отпустив ее.
Неужели Господь в своей великой милости дает ему шанс исправить содеянное, убежденный искренностью раскаяния Клода?

- Это не обитель, принимающая тех, кому некуда пойти, - начал Клод, - но ты можешь остаться в моем доме, насколько захочешь. Мадам Мертье в годах, ей нужна помощь по дому - этого будет достаточно, Эсме, ты не будешь нахлебницей, хотя я не настолько ограничен в средствах к существованию, чтобы упрекнуть тебя за тарелку супа или кусок хлеба. Оставайся настолько, насколько тебе будет нужно, ибо Господь любит тебя, в самом деле любит, что бы ты не совершила - и разве это не знак его любви, что он направил тебя сюда, в Сент-Эсташ, когда тебе больше некуда было идти?
Он вытирает ее смуглю щеку, стирает слезы, не позволяя дрожи, родившейся в самом его сердце от прикосновения к горячей коже Эсме, дойти до руки.
- Но расскажи мне, чего ты боишься. Если ты попала в беду, расскажи - и я постараюсь помочь тебе, как смогу. Облегчи душу, Эсме, это называется таинством исповеди - я сохраню твою тайну, а милосердный Господь дарует тебе прощение, если ты искренн покаешься... Не для этого ли он привел тебя в церковь, не для того ли, чтобы ты сбросила здесь этот тяготящий тебя груз?

0

10

Они садятся на скамью. Эсме позволяет себя усадить, не делает попытки забрать свою руку из пальцев священника, она так устала, так устала… Воля отца Клода кажется ей благой, его забота согревает ее душу. Его ласковый голос обволакивает теплом, и Эсме уже не может – и не хочет – держать в себе все что случилось. Ей хочется избавиться от всей этой грязи, вытащить ее из себя – словами. Она не знает что такое исповедь и таинство исповеди, но она видит, чувствует в священнике готовность выслушать ее.
И она больше не может молчать.
Отец Клод обещает ей сохранить ее тайну и этого достаточно. Она верит. Эсме, никогда никому не верящая, верит этому человеку, которого видит в первый раз в жизни. Но он особенный, Эсме это чувствует. Он особенный, он не такой как все. И, может быть, бог, о котором она слышала, но которого не знает, ибо не встречала на своем пути, действительно говорит через него.
Потому что если не через него, предлагающего ей чай и еду, убежище и сочувствие, то через кого?

- Я сегодня сделала очень плохое, отец Клод. Очень дурное. Я убила человека…
Эсме не смотрит на священника, потому что боится увидеть на его лице ужас и осуждение. Но черпает силы для дальнейшего признания в том, что он держит ее за руку, держит и не отпускает.
Это давно забытое воспоминание, едва ли не единственный светлый миг ее короткого детства… Она тяжело больна, и отец сидит ночью рядом, держит ее за руку, и что-то говорит, говорит на незнакомом Эсме языке, мелодичном и гортанном. Она ни слова не понимает, но ей хорошо и спокойно.
Эсме сбивчиво рассказывает священнику обо всем, что с ней случилось, не жалея себя – она не умеет жалеть себя, не умеет лгать даже ради того, чтобы хоть немного оправдать себя в глазах отца Клода.
Она ничего не знает о Боге. Но думает, что с ним бессмысленно играть в прятки, должно быть бессмысленно  – иначе какой в нем смысл, в Боге?

- А потом я убежала, - выдыхает она, опуская голову еще ниже.
Под ногами камень. Светло-серый, темно-серый, черный. Как вся ее жизнь – эти три цвета.
- Мне так жаль, отец Клод, так жаль. Я не хотела… Я никому не хотела сделать плохо, клянусь вам.
В храме тишина.
Тишина и покой.
Золотистый свет все так же струится сквозь цветное стекло. Улыбки статуи все так же нежны и благостны, и Эсме отваживается, наконец, поднять глаза на отца Клода.
Лицо у нее бледное, черные глаза кажутся огромными на смуглом лице.
- Теперь вы вызовите полицию? – тихо, обреченно спрашивает она.
Если так, то она, наверное, и убегать не будет.
Во-первых, у нее нет сил, бессонная ночь и вот этот откровенный разговор лишили ее последних сил.
Во-вторых, в ней крепнет уверенность в том, что если кто-то знает, как должно быть правильно, то это отец Клод.
И если он скажет ей, что она должна понести наказание за свое преступление, пойти к копам или вернуться к Шарифу, то так тому и быть.
Она это сделает, только бы он еще раз ей сказал, что господь ее любит. Что кто-то ее действительно любит. По-настоящему.
[nick]Эсме[/nick][status]лучший товар[/status][icon]http://d.radikal.ru/d13/1904/c5/2ba27f79997f.jpg[/icon]

0

11

[nick]Клод Фролло[/nick][status]покайся[/status][icon]http://s8.uploads.ru/dq2L9.jpg[/icon]
Я убила человека, говорит она.
Что он должен почувствовать в этот момент?
Ужас? Отвращение?
Клод не чувствует ничего - ни-че-го.
Ничего, кроме желания исправить свой собственный давний грех.
Кто он такой, чтобы судить других?
Монсеньор Кловэ учил его, что у каждого есть свой путь - и каждому надлежит пройти его. Монсеньор Кловэ был добр к нему, даже когда Клод прибежал к нему, захлебываясь сухими рыданиями, с признаниями, которые, он был тогда уверен, навсегда захлопнут перед ним дверь к покою и спасению. Монсеньор Кловэ утешил его, научил увидеть путь к прощению Господа - и Клод до сих пор был ему благодарен за тот урок.

Он слушает рассказ Эсме, все так же держа ее за руку, не отворачивается, не позволяет ни единой эмоции, кроме ласкового, доброго внимания, отразиться на его сухом, костистом лице.
Она убила человека - но кто может сказать о себе обратное? Умышленно или нет, оружием или словом - кто из нас, открыв свое сердце, не может признать, что стал причиной смерти другого?
Он слушает этот рассказ запутавшегося ребенка о других запутавшихся детях - и о мужчине, который таковым уж точно не является - слушает и черпает безмятежность в гипсовой безмятежности святой Агнессы.
Между ним и Эсме нет исповедальной решетки - и Клоду с трудом удается сохранять эту приличествующую ему безмятежность.
Когда она замолкает, смотрит на него с обреченностью приговоренной к смерти, не замечая прилипшей к мокрой щеке пряди, не замечая, как сильно в ответ сжимает его руку, он в первый момент не может выдавить ни слова, это он-то, способный, как шутили в семинарии, уговорить даже Святого Петра оставить свой пост у райских врат и сыграть со школярами в футбол...
- Нет, - тихо говорит Клод, когда Господь возвращает ему способность говорить. - Я не вызову полицию и не прогоню тебя. Ты совершила дурное - но ты сделала это без умысла, спасая себя. Я не могу судить тебя, это удел Того, кто неизмеримо выше меня, я могу лишь принимать решения, основываясь на моей вере в Его любовь и доброту. Я повторяю - оставайся, сколько потребуется, не бойся, что кто-то узнает твой рассказ от меня. В тебе нет зла, Эсме, я вижу это.
Клод подниматся на ноги, кладет сухопарую широкую ладонь на спутанные кудри девушки, ласково гладит ее по волосам - едва касаясь.
- Тебя здесь любят. Здесь ты в безопасности.

0

12

[nick]Эсме[/nick][status]лучший товар[/status][icon]http://d.radikal.ru/d13/1904/c5/2ba27f79997f.jpg[/icon]Она в безопасности.
Ее кровать стоит на чердаке, мансарда – так сказал отец Клод, и добавил, что оттуда прекрасный вид на сад. Тут скошенная крыша, распятие на стене, голубое покрывало на постели. Тут тишина и тут она в безопасности.
Весь день Эсме не позволяла себе присесть, находя все новые и новые дела в пристройке и в саду, наблюдая издалека, как в церковь тянется скудный ручеек прихожан, наблюдая с каким почтением они обращаются к отцу Клоду, и с какой добротой он относится к каждому из них.
Все грешны, сказал он, нет безгрешных. Но Господь любит нас и прощает нас.
Эсме он тоже любит и прощает.

Пока в церкви шла служба, девушка находит на кухне жестяную банку из-под печенья, кладет туда деньги Шарифа, товар, платок Флер, ее браслет и пушку. Ей это не нужно – уверена она. Теперь не нужно. Это чужие деньги, грязные деньги, на них кровь того мужика, друга Флер. Жаль, что все так вышло. Все ж он был бы даже нормальным, не будь таким мудаком.
Банку она закапывает в саду, у подножия гипсовой статуи, а потом тщательно затаптывает землю. Искренне надеясь, что вот так, сейчас, она закапывает и затаптывает свое прошлое. Что теперь она начнет все заново. А отец Клод скажет ей, как сделать все правильно. Он знает – Эсме в это верит. В его доброту и в то, что бог скажет ему, как лучше для Эсме, а он передаст это ей, слово в слово.

Заметив, что девушка едва стоит на ногах, священник проводил ее по узкой лестнице, наверх, и показал комнату под самой крышей пристройки, велев отдыхать.
- Господу нужно наше раскаяние и послушание, а не бездумные безрассудные жертвы. Наберись сил, Эсме.
И снова легкое, успокаивающее прикосновение ладони к ее волосам. От его ладони идет тепло...

Эсме еще какое-то время смотрит на потемневшие от времени балки, придерживающие крышу, смотрит на распятие – пока что это для нее всего лишь символ чего-то непонятного, но если это часть мира отца Клода, то Эсме готова его почитать всем сердцем.
Повторяет себе, что она в безопасности – и верит в это. Шарифу никогда ее здесь не найти. Эти старые стены защитят ее и бог отца Клода защитит ее, бог, который ее любит.
А потом приходит сон. У сна привкус чая, сладкого с травяным запахом, который она выпила перед сном. Сон крепок, настолько крепок, что ничто не способно его нарушить до самого утра.
Во сне Эсме улыбается.

0


Вы здесь » Librarium » Собор Парижской Богоматери » 3. Благотворитель


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно